Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2011, 34-44

«То, что я заповедал, сохраняйте невредимым»: жития и фиксация традиции в ранневизантийских монастырях V–VI вв.

А. Б. Ванькова

В статье рассматриваются следующие проблемы: существовал ли для
эпохи IV–VI вв. эквивалент «типика» и если да, то в какой форме они
могли существовать; в какой форме происходила передача традиции или
ее фиксация после смерти основателя монастыря, в том случае, когда он
сам не оставлял никаких письменных распоряжений или же «правил»?
На основе рассмотрения разнообразных групп источников (правил Васи-
лия Великого и Пахомия, законодательства Юстиниана и житий святых)
делается вывод, что житие основателя монастыря, написанное вскоре по-
сле его смерти его учеником, могло выступать как своеобразный замени-
тель несуществующего устава, типика.

Ключевые слова:
устав, житие, устная традиция, фиксация традиции, правила, монастырь, настоятель/основатель
Библиография

Безобразов П. Материалы для истории византийской империи: I. Не из-
данный монастырский устав // ЖМНП. 1887. Ч. 254. Ноябрь — Де-
кабрь. С. 65–78.
Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в
библиотеках Православного Востока. Киев, 1895. Т. 1: Typika; Киев,
1917. Т. 3: Typika. Ч. 2.
Мансветов И. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в гре-
ческой и русской церкви. М., 1885.
Хосроев А.Л. Пахомий Великий. Из ранней истории общежительного мо-
нашества. СПб., 2004.
Basile de Césarée. Sur le Saint-Esprit / Ed. B. Pruche. Paris, 1968. P. 250–
530.
Apophthegmata patrum (collectio alphabetica) // PG. T. 65. Col. 72–440.
Basilius Caesariensis. Regulae fusius tractatae // PG. T. 31. Col. 889–1052.
Basilius Caesariensis. Regulae brevius tractatae // PG. T. 31. Col. 1051–
1306.
Byzantine Monastic Foundation Documents. A Complete Translation of
the Surviving Founder’s Typika and Testaments / Ed. by J. Thomas and
A.C. Hero. Dumbarton Oaks, 2000. 1–5 vol.
Callinicos. Vie d’Hypatios / Ed. G.J.M. Bartelink. Paris, 1971. P. 62–298.
Dujcev I. Il Tipico del monastero di S. Giovanni nell’isola di Pantelleria //
Bollettino della Badia greca di Grottaferrata. 1971. Vol. 25. P. 3–17.
Gribomont J. Histoire du texte des Ascétiques de St. Basile. Louvain, 1953.
Galatariotou Catia. Byzantine Ktetorika Typika: A Comparative Study //
REB. Paris, 1987. T. 45. Р. 77–138.
Fedwick P. J. A Study of the Manuscript tradition // Translations and Editions
of the Works of Basil of Caesarea. Turnhout, 1997. Vol. 3: The Ascetica.
Janin R. Le monachisme byzantin au Moyen Age. Commende et typica (Xe–
XIVe siècle) // REB. Paris, 1964. T. 22. Р. 5–44.
Justinian. Corpus Iuris Civilis / Ed. T. Mommsen and P. Kreuger. Berlin,
1967. T. II. Codex Justinianus; T. III. Novellae.
Kyrillos von Skythopolis. Vita Euthymii / Ed. E. Schwartz. Leipzig, 1939.
P. 3–85.
Kyrillos von Skythopolis. Vita Sabae / Ed. E. Schwartz. Leipzig, 1939.
P. 85–200.
Meester Pl. de. Les typiques de fondation (Typika ktetorika) // Studi bizantini
e neoellenici. 1940. Vol. 6. P. 496–508.
Pachomiana Latina. Règle et épitres de S. Pachome, épitre de S. Théodore
et «Liber» de S. Orsiesius. Texte latin de S. Jérome / Ed. Par A. Boon.
Louvain, 1932.
Palladius. Historia Lausiaca / Ed. G.J.M. Bartelink.Verona, 1974.
Patrich J. Sabas, The Leader of Palestinian Monasticism. Washington, 1995.
St. Basile. Lettres / Εd. Y. Courtonne. Paris, 1957. Vol. 1.
44
St. Grégoire de Nazianze. Lettres / Ed. P. Gallay. Paris, 1964. Vol. 1.
Testamentum Theodori Studiti // PG. T. 99. Coll. 1813–1824.
Vita Gerasimi / Ed. A. Papadopoulos-Kerameus // Ἀνάλεκτα Ἱεροσολυμιτικῆϛ
σταχυολογίαϛ St. Petersburg, 1897. Vol. 4. P. 175–184.