Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2012, 258-280

«Правитель нагорий в качестве защитника Египта»: еще раз об эпитете чужеземного правителя в «большой автобиографической надписи» гробницы Петосириса

И. А. Ладынин

В статье предложена интерпретация одного из фрагментов «Большой автобиографической надписи» из гробницы жреца Петосириса в Туна эль-Гебель, относящегося к событиям, которые разворачивались в Египте накануне и в начале эллинистического времени. Согласно этому фрагменту, семилетняя служба Петосириса в качестве лесониса (главы хозяйства) храма Тота в Гермополе пришлась на время, когда «однако, (был) правитель нагорий в качестве защитника Египта» (iw sw HoA nw xAswt m nDty Hr Kmt). Анализ контекста этой фразы, а также сопоставление употребленного в нем эпитета чужеземного правителя с египетской титулатурой Александра Великого, позволяет придти в выводу, что в данном фрагменте имеется в виду именно он.

Ключевые слова:
эллинизм, Египет, Гермополь, Петосирис, гробница, храм, Александр Великий, биографическая надпись
Библиография

Большаков А.О. Человек и его Двойник: Изобразительность и мировоззрение
в Египте Старого царства. СПб., 2000.
Демидчик А.Е. Безымянная пирамида: Государственная доктрина древнееги-
петской Гераклеопольской монархии. СПб., 2005.
Ладынин И.А. Александр Македонский и Египет: Проблемы греко-
египетского взаимодействия в эпоху генезиса эллинизма. Дисс. на соиск.
ученой степени к. и. н. М., 1998.
Ладынин И.А. «Царь на пути бога»: О принципах оценки деятельности
царя в египетской идеологии IV–III вв. до н. э. // Петербургские егип-
тологические чтения 2009–2010: памяти С.И. Ходжаш. Памяти А.С. Чет-
верухина. Доклады. СПб., 2011 (Труды Государственного Эрмитажа, 55).
С. 139–169.
Ладынин И.А. Надписи на статуэтке сына Нектанеба II: перевод и коммента-
рий // Язык(и) древнеегипетской культуры: проблемы переводимости. М.,
2013 (в печати).
Ладынин И.А. Сведения Псевдо-Аристотелевой «Экономики» о Клеомене из
Навкратиса и топосы древнеегипетской пропаганды // ВДИ. 2013. № 2
(в печати).
Немировский А.А. Гиксосы: к вопросам именования и происхождения //
Древний Восток: Общность и своеобразие культурных традиций. М.,
2001. С. 100–138.
Немировский А.А. «Властители чужеземных стран», «властители-пастухи»
или «властители-шасу»? Еще раз о египетском выражении, стоявшем за
транскрипцией ὑκσώς // Петербургские египтологические чтения 2011–
2012: памяти Е.С. Богословского, к 70-летию со дня рождения. Доклады.
СПб., 2013 (Труды Государственного Эрмитажа, 66). С. 153–166.
Струве В.В. Манефон и его время. СПб., 2003.
Abd-el-Razig M. Die Darstellungen und Texte des Sanktuars Alexanders des Großen
im Tempel von Luxor. Mainz, 1984 (Archäologische Veröffentlichungen, 16).
Arnold D. Temples of the Last Pharaohs. New York; Oxford, 1999.
278
Beckerath J. von. Handbuch der ägyptischen Königsnamen. B.; München, 1999
(Münchner ägyptologische Studien, 49).
Bianchi R.S. Images of Isis and her Cultic Shrines Reconsidered: Towards an
Egyptian Understanding of the interpretatio Graeca // Nile Into Tiber: Egypt
in the Roman World : Proceedings of the IIIrd International Conference of Isis
Studies, Faculty of Archaeology, Leiden University, May 11–14, 2005 / Ed.
L. Bricault, M.J. Versluys, P.G.P. Meyboom. Leiden, 2007 (Religions in the
Graeco-Roman World, 159). P. 470–505.
Bissing F. W. von. Die Datierung des griechisch-ägyptischen Grabes von Mellaui
// Orientalische Literaturzeitung. 1923. Bd. 26. S. 1–3.
Blöbaum A. I. “Denn ich bin ein König, der Maat liebt”: Herrscherlegitimation im
spätzeitlichen Ägypten. Eine vergleichende Untersuchung der Phraseologie
in der offi ziellen Königsinschriften vom Beginn der 25. Dynastie bis
zum Ende der makedonischen Herrschaft. Aachen, 2006 (Aegyptiaca
Monasteriensia, 4).
Broekman G.P.F. The High Priests of Thoth in Hermopolis in the Fourth and
Early Third Centuries B.C. // ZÄS. 2006. Bd. 133. S. 97–103.
Cavaignac Eu. La date du tombeau de Petosiris // Revue de l’Égypte ancienne.
1929. T. 2. P. 56–57.
Cenival Fr. de. Les associations religieuses en Égypte d’après les documents
démotiques. Le Caire, 1972 (Bibliothèque d’étude, 46).
Cherpion N., Gout J.-Fr., Corteggiani J.-P. Le tombeau de Pétosiris à Touna el-
Gebel — Relevé photographique. Le Caire, 2007.
Clère J-J. Une statuette du fi ls ainé du roi Nectanabô // RdÉ. 1951. T. 6. P.
135–156.
Devauchelle D. Le sentiment anti-perse chez les anciens Égyptiens //
Transeuphratène. 1995. T. 9. P. 67–80.
Dillery J. Cambyses and the Egyptian Chaosbeschreibung Tradition // ClQ. 2004.
Bd. 55. P. 387-406.
Engsheden Ǻ. La reconstitution du verbe en égyptien de tradition 400–30 avant
J.–C. Uppsala, 2003 (Uppsala Studies in Egyptology, 3).
Gardiner A.H. Egyptian Grammar. Oxford, 19573.
Gorre J. Les rélations du clergé égyptien et des Lagides d’après les sources
privées. Leuven, 2009 (Studia Hellenistica, 45).
Heckel W. Who’s Who in the Age of Alexander the Great: Prosopography of
Alexander’s Empire. Malden (Ma.); Oxford; Carlton, 2006.
Huß W. Der rätselhafte König Chababasch // SEL. 1994. T. 11. P. 97–117.
Huß W. Der makedonische König und die ägyptischen Priester: Studien
zur Geschichte des ptolemaiischen Ägypten. Stuttgart, 1994 (Historia
Einzelschriften, 85).
Jansen-Winkeln K. Biographische und religiöse Inschriften der Spätzeit aus dem
Ägyptischen Museum Kairo. Wiesbaden, 2001 (Ägypten und Altes Testament,
45).
279
Kessler D. Tuna el-Gebel. 2: Die Paviankultkammer G-C-C-2. Hildesheim, 1998
(Hildesheimer ägyptologische Beiträge, 43).
Kessler D. The Personality of Petosiris and His Cult // The Horizon: Studies in
Egyptology in Honour of M.A. Nur el-Din (10–12 April 2007). Vol. III. Cairo,
2007. P. 321–338.
Kienitz F. K. Die politische Geschichte Ägyptens vom 7. bis zum 4. Jahrhundert
vor der Zeitwende. Berlin, 1953.
Klose St. Das Grab des Petosiris, Eine griechisch-ägyptische Synthese: Thematische,
ikonographische und stilistische Untersuchungen eines frühptolemaischen
Grabes in Mittelagypten. Wiesbaden, 2011 (Philippika, 43).
Klose St. Das Grab des Petosiris, Eine griechisch-ägyptische Synthese: Thematische,
ikonographische und stilistische Untersuchungen eines frühptolemaischen
Grabes in Mittelagypten. Wiesbaden, 2011 (Philippika, 43).
Koenen L. Die Apologie des Töpfers an König Amenophis oder das Töpferorakel //
Apokalyptik und Ägypten: Eine kritische Analyse der relevanten Texte aus
dem griechisch-römischen Ägypten. Hrsg. von A. Blasius und B.U. Schipper.
Leiden, 2002 (Orientalia lovanensia analecta, 107). S. 139–188.
Ladynin I.A. “Adversary Hšryš3”: His Name and Deeds According to the Satrap
Stela // CdÉ. 2005. T. 80. P. 87–113.
Ladynin I.A. Nectanebo in Ethiopia: A Commentary to Diod. XVI. 51.1 // Between
the Cataracts: Proceedings of the 11th International Conference for Nubian
Studies, Warsaw University, 27 August — 2 September 2006. 2: Session
Papers. Warsaw, 2010. P. 527–534.
Leclant J. Recherches sur les monuments thébains de la XXVe dynastie dite
éthiopiènne. Le Caire, 1965 (Bibliothèque d’étude, 36).
Lefebvre G. Le tombeau de Petosiris. I: Description. Le Caire, 1923; II: Les texts.
Le Caire, 1923; III: Vocabulaire et planches. Le Caire, 1924.
Lichtheim M. Ancient Egyptian Literature. Vol. 3: The Late Period. Berkeley ;
Los Angeles ; London, 1980.
Lloyd A.B. Manetho and the Thirty-First Dynasty // Pyramid Studies and Other
Essays Presented to I.E.S. Edwards. Ed. J. Baines et al. London, 1988 (EES
Occasional Publications, 7). P. 154–160.
Menu B. Le tombeau de Pétosiris: Nouvel examen // BIFAO. 1994. T. 94. P. 311–327.
Menu B. Le tombeau de Pétosiris (2): Maât, Thot et le droit // BIFAO. 1995.
T. 95. P. 281–295.
Menu B. Le tombeau de Pétosiris (3): Culpabilité et responsabilité // BIFAO.
1996. T. 96. P. 343–357.
Menu B. Le tombeau de Pétosiris (4): Le souverain de l’Égypte // BIFAO. 1998.
T. 98. P. 247–262.
Menu B. Alexandre le Grand, HqA n Kmt // BIFAO. 1999. T. 99. P. 353–356.
Nakaten S. Petosiris // LÄ. Bd. IV. 1982. S. 995–997.
Nakaten S. Untersuchungen zu den Inschriften des Petosiris-Grabes in Tuna
el-Gebel. Universität Trier, 1986.
280
Otto E. Die biographischen Inschriften der ägyptischen Spätzeit. Leiden, 1954
(Probleme der Ägyptologie, 2).
Redford D.B. Petosiris // The Oxford Encyclopaedia of Ancient Egypt. Oxford,
2000. Vol. 3. P. 38–39.
Rössler-Köhler U. Individuelle Haltungen zum ägyptischen Königtum der
Spätzeit: Private Quellen und ihre Königswertung im Spannungsfeld zwischen
Erwartung und Erfahrung. Wiesbaden, 1991 (Göttinger Orientforschungen. IV.
Reihe: Ägypten 21).
Schneider H.D. The Memphite Tomb of Horemheb, Commander-in-Chief of
Tutanchamun II: A Catalogue of the Finds. London, 1996 (EEF Excavation
Memoir, 60).
Schwartz J. Les conquêrants perses et la littérature égyptienne // BIFAO. 1949.
T. 48. P. 65–80.
Thissen H. J. Das Lamm des Bokchoris // Apokalyptik und Ägypten: Eine
kritische Analyse der relevanten Texte aus dem griechisch-römischen Ägypten.
Hrsg. von A. Blasius und B.U. Schipper. Leiden, 2002 (Orientalia lovanensia
analecta, 107). S. 113–138.
Wilson P. A Ptolemaic Lexikon. A Lexicographical Study of the Texts in the
Temple of Edfu. Leuven, 1997 (Orientalia Lovaniensia Analecta, 78).
Zauzich K.-Th. Lesonis // LÄ. Bd. III. S. 1008–1009.