Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2019-2020, 215-231

Письмо Иосифа: подлинность, достоверность, дипломатические практики

Б. Е. Рашковский

В статье рассматриваются основные историко-географические и лингвистические проблемы исследования ответного письма хазарского кагана Иосифа еврейскому сановнику кордовского халифа Абд ар-Рахмана III Хасдаю ибн Шапруту.
Вопрос об аутентичности письма необходимо решать в контексте источников X в., из которых по крайней мере два (дипломатическая переписка Хасдая и независимое от нее свидетельство ибн Хаукаля) подтверждают реальность контактов ибн Шапрута с Хазарским государством. Также вопросы подлинности письма надлежит решать, основываясь не только на общих представлениях о том, каким должно было быть Хазарское государство X в., но и, в первую очередь, на текстологии источника. Исходя из этих соображений, в статье вновь обосновывается сравнительно раннее (до XII–XIII вв.) происхождение пространной редакции письма. Также обосновывается тезис о невозможности ее караимской переработки в позднем средневековье или в XIX в. Текст письма (за исключением одного топонима) не содержит следов вмешательства владельцев рукописи или исследователей XIX в.
Пространная редакция письма Иосифа — лишь одно из нескольких сочинений в составе рукописи Евр. II A 157 второго собрания А. С. Фирковича. На л. 5a–b данной рукописи имеется внутренний колофон с упоминанием отдельных исторических лиц — жителей Иерусалима XI вв. и представителей тогдашней иудейской (раббанитской) общины этого города. Один из них — Шмуэль бен Эзрун — был жив в первой половине — середине этого столетия. Следовательно, устанавливается возможный нижний предел датировки рукописи, содержащей текст пространной редакции письма хазарского царя. Этот придел — вторая половина или конец XI в. Установление верхнего возможного предела датировки данной рукописи — тема отдельного исследования.

Ключевые слова:
Хазария, Хасдай ибн Шапрут, Ибн Хаукаль, Еврейско-хазарская переписка, Авраам Фиркович
Библиография

Артамонов М.И. История хазар. 2-е изд. СПб., 2002.

Берлин И.З. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пг., 1919.

Бушаков В. Як укладалася докладна редакція так званого листа хозарського царя Йосифа // ХА 2005. Т. 4. С. 118–128.

Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в. М., 2003.

Ермолова И.Е. Гунны и письменность // ДГ 2017/18. М., 2018 С. 86–94.

Иванов С.А. Византийское Миссионерство. Можно ли сделать из варвара христианина? М., 2003.

Калинина Т. М. Ибн Хаукал и Хасдай ибн Шапрут // Восточная Европа в древности и средневековье. XXX Юбилейные Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В.Т. Пашуто. М., 2018. С. 130–134.

Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932.

Коновалова И.Г. ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. Текст, перевод, комментарий. С. 2006

Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература. М., 2004.

Мудрак О.А. Заметки по иноязычной лексике хазаро-еврейских документов // ХА Т. 14. М., 2016. С. 349–379.

Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.

Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Западной Евразии // Славяне и их соседи. М., 2001. Вып. 10. С. 59–71.

Подосинов А.В. Картографический принцип в структуре географических описаний древности (постановка проблемы) // Методика изучения древнейших источников по истории СССР. Сборник статей. М.: Наука, 1978. С. 22–45.

Рашковский Б.Е. Вновь о поиске следов хазарского иудаизма в письменных источниках // Научные труды по иудаике. Материалы XVIII Международной конференции по иудаике. Т. 2. М.: Сефер, 2011.С. 72–93 (а).

Рашковский Б.Е.  Хасдай ибн Шапрут и Абу-л-Касим ибн Хаукаль: Хазарская дипломатия еврейского сановника в арабском географическом трактате // Украïнська орієнталістика. Спеціальний випуск з юдаїки / ред. В. Черноіваненко. Київ, 2011. С. 154–169 (б).

Рашковский Б.Е. Вновь о лексике еврейско-хазарских документов. Маргиналии на полях статьи О.А. Мудрака «Заметки по иноязычной лексике хазарско-еврейских документов» // ХА Т. 14. М., 2016. С. 389 – 395. (а)

Рашковский Б.Е. Некоторые историографические аспекты вопроса о подлинности послания хазарского правителя Иосифа // Восточная Европа в древности и средневековье. Письменность как элемент государственной инфраструктуры: XXVIII Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В.Т. Пашуто, 20-22 апреля 2016 г.: материалы конференции. Москва, 2016. C. 248 – 253.  (б)

Рашковский Б.Е. «До генуэзцев…». Письмо А.С. Фирковича М.С. Воронцову о времени появления общины крымских караимов // Восток (Oriens) 2018. №1. С. 152–166.

Сорочан С.Б. Византийский Херсон. Вторая половина VI – первая половина X вв. Очерки истории и культуры. Ч. 2. Харьков, 2005.

Хвольсон Д.А. Сборник еврейских надписей, содержащий надгробные надписи из Крыма и другие надписи из иных мест в древнем еврейском квадратном шрифте также и образцы шрифтов из рукописей от IX–XV столетия. СПб., 1884.

Шапира Д. Евреи в Северном Причерноморье от древности до раннего средневековья // История еврейского народа в России / Под общ. ред. Исраэля Барталя. Т.1.  От Древности до раннего Нового Времени. М., 2010.С. 13–43.

Щавелев А.С. Датировка дипломатических писем Хасдая ибн Шапрута // Вестник волгоградского университета. Серия 4. История, религиоведение международные отношения. 2018. Т. 23. №5. С. 186–195.

Ankori Zv. Karaites in Byzantium. The Formative Years, 970 – 1110. N.Y.; Jerusalem, 1957 (Repr., 1968).

Chwolson D. Corpus inscriptionum hebraicarum, enthaltend Grabschriften aus der Krim und andere Grab-und inschriften alter hebräischer Quadratschrift sowie auch Schriftproben aus Handschriften vom IX – XV. Jahrhundert. St. Petersburg, 1882.

Dunlop D.M. The history of the Jewish Khazars. Princeton, 1954.

Gil M. A History of Palestine, 634–1099. Cambridge, 1997.

Golb N. The Caliph's Favorite. New Light from Manuscript Sources on Hasdai ibn Shaprut of Cordova. Cambridge, 2011.

Golden P. Khazar studies. Vol. 1. Budapest, 1978.

Grégoire H. Le “Glozel” Khazare // Byzantion. T. XII. 1937. P. 224–266.

Harkavy A. Ein Briefwechsel zwischen Cordova und Astrachan zur Zeit Swjatoslaws (um 960) als Beitrag zur alten Geschichte Süd-Russlands // Russische Revue 1876. №6. S. 69–97.

Ibn Hauqal. Configutation de la Terre (Kitab surat al-ard) / Introduction et traduction avec index par J.H. Kramers et G. Wiet. T. 1. P.; Beyrouth, 1964.  

Mann J. Texts and studies in Jewish History. Vol. 1. Cincinnati, 1931.  

Mann J. Some midrashic Geniza fragments // HUCA Vol. 14 (1939) P. 303–358.

Opus geographicum auctore Ibn Haukal. BGA ser.II, ed. Kramers J. H. T. 2. Lugduni Batavorum, 1967.

Ornan U. Hebrew grammar // EJ. Vol.8. Detroit, N. Y., San Francisco, New Haven, Waterville, L., 2007.  P. 558 - 620

Shapira D. Judaisation of Central Asian Traditions as Reflected in the So-Called Jewish-Khazar Correspondence, with Two Excurses: A. Judah Halevy’s Quotations; B. Eldad ha-Dani. With an Addendum // Хазары. Jews and Slavs. Vol. 16. М.; Иерусалим, 2005. P. 503–521.

Stampfer Sh. Did the Khazars Convert to Judaism? // Jewish Social Studies: History, Culture, Society. 2013 19, №3. Р. 1–72.

Firkovitch A. Памятные камни. Сборник надписей на надгробиях израильтян полуострова Крым (иврит) Вильна, 1872.

Gil M К вопросу о генеалогии гаонов Страны Израиля // Tarbiz 1974.  Vol. 44.  P. 144–150.

Gil M.   Власть и местное население // История Иерусалима в раннеисламский период (иврит). Jeruslem, 1987. P. 80–96.

Harkavy A.  Письмо (иврит) // ha-Zefira №16 (28.10. 1874). P. 127.

Harkavy A. Диврей Авраам (иврит) // ha-Maggid №14 (11.04.1877). P. 134.

Polak A. Обращение хазар в иудаизм (иврит) // Zion, Vol. 6. 1941 № 4. P. 106 – 112, 160 – 180.