Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2016, 294-303

Андрей Первозванный в некоторых восточных источниках

Т. М. Калинина

Статья посвящена упоминаниям ученика Иисуса Христа Андрея Перво-
званного в книгах трех восточных авторов: перса, писавшего по-арабски,
мусульманина ат-Табари; христианского араба Агапия Манбиджского; си-
рийца-христианина Абу-л-Фараджа (Бар Гебрея, Бар Гебрайо). Ат-Табари
и Агапий Манбиджский, независимо друг от друга, придерживались апо-
крифической легенды о пребывании Андрея Первозванного в городе лю-
доедов. Некоторые апокрифы и ряд канонических сюжетов относили город
людоедов в области южного Понта или Кавказа, где обитали некие «вну-
тренние эфиопы»; иной раз наблюдалось смешение «города людоедов» с
Синопой. Абу-л-Фарадж, следуя другой канонической христианской тради-
ции, полагал, что Андрей проповедовал, помимо других областей, в Ски-
фии. Хороним «Скифия» в книгах восточных писателей был более или ме-
нее теоретическим понятием, фигурирующим в традиционных церковных,
канонических и апокрифических, текстах, а также в светских, историче-
ских и географических, книгах. Хождения Андрея Первозванного по при-
понтийским областям, столь популярные в церковной литературе других
стран, не нашли яркого отражения в исламской литературе.

Ключевые слова:
Ат-Табари, Агапий Манбиджский, Абу-л-Фарадж (Бар Гебрей), Андрей Первозванный, город людоедов, Скифия
Библиография

Арабские источники VII–IX вв. по этнографии и истории Африки южнее
Сахары. М.; Л., 1960.
301
Арабские источники X–XII вв. по этнографии и истории Африки южнее
Сахары. М.; Л., 1965.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по историче-
ской поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследо-
вания разных лет. М., 1975. С. 234–407.
Беляев С.А. Летописное свидетельство о пребывании апостола Андрея в
Северном Причерноморье и в Скифии (Среднем Поднепровье и Киеве):
реальность или вымысел? // Теодицея. Альманах. Пятигорск, 2010. № 1.
С. 4–9 (http://search.rsl.ru/ru/record/01004869807).
Бибиков М.В. Byzantinorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. М.,
2004. Т. I.
Большаков О.Г. Византия и Халифат в VII–Х вв. // Византия между За-
падом и Востоком: Опыт исторической характеристики. СПБ., 1999.
С. 354–379.
Васильев А.А. Агапий Манбиджский, христианский арабский историк
X века // ВВ. СПб., 1904. Т. XI. Вып. 3–4. С. 574–587.
Васильевский В.Г. Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян // Ва-
сильевский В.Г. Труды. СПб., 1909. Т. II. Вып. 1. C. 214–227.
Виноградов А.Ю. Апостол Андрей и Черное море: проблемы источникове-
дения // ДГ, 1996–1997 гг.: Северное Причерноморье в античности. Во-
просы источниковедения. М., 1999. С. 348–367.
Виноградов А.Ю. Андрия и Матфия деяния // ПЭ. М., 2001. Т. II. С. 406–
408.
Виноградов А.Ю., Сургуладзе М., Анохина Т.В., Лосева О.В. Андрей Перво-
званный // ПЭ. М., 2001. Т. II. C. 370–377.
Григорий Турский. Книга о чудесах блаженного апостола Андрея // Аль-
фа и Омега. 1999. № 3(21). С. 214–242 (http://www.vostlit.info/Texts/rus/
Greg_Tour/frame1text.htm).
Евсевий Памфил Кесарийский. Церковная история // Богословские труды.
М., 1983. Сб. 24. С. 97–118: (http://www.odinblago.ru/evseviy_pamfil).
Иисус Христос в документах истории / Сост., ст. и коммент. Б.Г. Деревен-
ского. СПб., 2007.
Калинина Т.М. Сведения ранних ученых Арабского халифата. Тексты, пер.,
комментарий. М., 1988. (Древнейшие источники по истории народов
СССР).
Калинина Т.М. Тюрки в «образе мира» средневековых арабо-персидских
писателей // Тюркологический сборник. 2006. М., 2007. С. 183–193.
Калинина Т.М. Образ Скифии в представлениях средневековых арабо-пер-
сидских ученых // Образ Скифии и историко-культурное наследие. Ма-
териалы конференции 26–28 октября 2015 г. М., 2015. С. 44–54.
Коновалова И.Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. Текст,
перевод, комментарий. М., 2006. (Древнейшие источники по истории
Восточной Европы).
302
Коновалова И.Г. Скифия в арабо-персидских источниках // Подосинов
А.В., Джаксон Т.Н., Коновалова И.Г. Скифия в историко-географи-
ческой традиции Античности и Средних веков. М., 2016. С. 291–
313.
Медведев А.П. «Великая Скифия»: Критический анализ одного из поня-
тий современной скифологии // Образ Скифии и историко-культурное
наследие. Материалы конференции 26–28 октября 2015 г. М., 2015.
С. 62–67.
Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских пор-
третов. М., 1998.
Панченко К.А. Агапий Манбиджский // ПЭ. М., 2000. Т. I. С. 221.
Панченко К.А. К истории православного летописания в Халифате (источ-
ники Хроники Агапия Манбиджского для VII–VIII вв.) // ВВ. 2001. Т. 60
(85). С. 109–120.
Понырко Н.В., Панченко А.М. Апокрифы о Андрее Первозванном // Сло-
варь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая
половина XIV – XVI в.). Ч. 1: А–К. С. 49–54.
Райт В., Коковцов П.К. Краткий очерк истории сирийской литературы /
Пер. с английского К.А. Тураева, под ред. и с доп. П.К. Коковцова.
СПб., 1902.
Розен В.Р. Заметки о летописи Агапия Манбиджского // ЖМНП. 1884, янв.
С. 47–75.
Сидоров А.И. Григорий Турский // ПЭ. М., 2006. Т. 13. С. 69–71
Ястребов А., свящ. Евсевий // ПЭ. М., 2008. Т. XVIII. С. 252–267.
Annales auctore Abu Djafar Mohammed Ibn Djarir at-Tabari / Еd. M.J. de
Goeje. Lugduni Batavorum, 1881–1882. Prima series. II.
Bar Hebraeus. Chronicon ecclesiasticum / Quod e codice musei Britannici
descriptum conjuncta opera ediderunt, Latinitate donarunt annotationibusque ...
illustrarunt J.-B. Abbeloos et T. Lamy. Louvain, 1872–1877 / Ed. J.-B.
Abbeloos (1836–1906) and Th.J. Lamy. Vol. 1 (http://archive.org/stream/Ba
rHebraeusChroniconEcclesiasticumVol.1/GregoriiBarhebraeiChroniconEcclesi
asticum#page/n55/mode/1up).
Corpus christianorum Clavis Apocryphorum Novi Testamenti. Cirva et Studio
Mavritii Geerard. Turnhout, 1992.
Graf G. Geschichte der Christlischen arabischen Literatur. Cittá di Vaticano,
1944. Bd. 1: Die Übersetzungen.
Hoyland R. Agapius, Theophilus and «Muslim sources» // Studies in
Theophanes / Ed. M. Jankowiak, F. Montinaro. P., 2015. P. 358–363.
(Travaux et Mémoires, 19).
Das Kitab Surat al-ard des Abu Ğa‘far Muhammad Ibn Musa al-Huwarizmi /
H.v. Mžik. Leipzig, 1926.
Kitab at-tanbih wa’l-ischraf auctore al-Masûdi / M.J. de Goeje. Lugduni
Batavorum, 1894.
Kitab al-‘Unwan. Histoire Universelle écrite par Agapius (Mahboub) de
Menbidj / Éditée et traduite en français par Alexandre Vasiliev. Second partie
(1) // Patrologia Orientalis. P., 1911. T. 7. P. 458–591.
Pines Sh. An Arab Version of the Testimonium Flavianum and its Implications.
Jerusalem, 1971.
Vasiliev A. Harun-ibn-Yahya and his Description of Constantinople // Seminarium
Kondakovianum. 1932. Т. V. P. 149–163.