Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2013, 71-167

К характеристике процесса сохранения исторической памяти в древнем Китае периода Чуньцю (771–453 гг. до н.э.)

М. Ю. Ульянов

В данной статье на основе анализа сообщений письменных источников
мы попытались сформулировать модель протекания процесса «сохра-
нения исторической памяти» в историческом регионе Восточная Азия
от зарождения государственности в середине III тыс. до н.э. до начала
империи Восточная Хань в I в. н.э. Основное внимание было уделено
систематизации представлений о формах сохранения памяти о прошлом
в период Чуньцю (771–453 гг. до н.э.), прежде всего об официальном
историописании. Были охарактеризованы функции историографов и
некоторых представителей жречества, которые были вовлечены в этот
процесс.

Мы исходили из того, что условия для порождения и развития
определенных культурных явлений, в том числе и сохранения па-
мяти о прошлом, существовали в конкретных культурных средах.
В рассматриваемое время память о прошлом могла сохраняться в устной
и письменной форме. Устные произведения порождались всеми слоями
общества, и бóльшую часть из них составляли поэтические тексты, при-
надлежавшие к различным жанрам фольклорной литературы. А созда-
ние письменных произведений осуществлялось в двух тесно связанных
культурных средах: храмовой и дворцовой. Там же осуществлялись их
сохранение и репрезентация.
Представления о прошлом существовали в виде «священной» и «ре-
альной» истории. Задача передачи «священной истории» была возло-
жена на жречество, а для фиксации «реальной истории» потребовались
особые должностные лица. Они появились в храмовой среде, но в опи-
сываемое время выполняли определенные обязан-ности при дворе.
Официальный характер историописания был обусловлен историей
складывания института историографов (даши), которые в предыдущую
историческую эпоху, период Западное Чжоу (1027–771 гг. до н.э.), при-
надлежав к высшему слою столичного жречества, отвечали за органи-
зацию проведения религиозных ритуалов в рамках культа предков пра-
вящей династии, и всех других культов.
В царствах периода Чуньцю церемонии в рамках династического культа
отправлялись самими царями, задача организации остальных церемоний
перешла старшим жрецам чжу, а даши — в рамках культа предков со-
средоточились на ведении «анналов», в которых регулярно фиксировались
основные деяния носителей высшей власти и другие значимые события.
При этом, сохраняя высокий статус в жреческой среде, они обрели зна-
чимое положение при дворе. Таким образом, ведение «анналов», которые
стали основной формой сохранения исторической памяти, было тесно свя-
зано с религиозными представлениями, а именно с культом предков прави-
телей, который являлся основным общегосударственным культом.

Ключевые слова:
Древний Китай, период Чуньцю, формы сохранения исторической памяти историописание, анналы, хроники, культурyые среды
Библиография

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.
Башкеев В.В., Ульянов М.Ю. Периодизация как инструмент и как результат
исследования политического процесса: на примере истории Китая позд-
ней древности (221 г. до н.э. — 25 г. н.э.) // ОГК-XLIV. 2014. (Уч. Зап.
Отдела Китая. Т. 44, вып. 15).
Васильев К.В. «Планы Сражающихся царств»: Исслед. и пер. М., 1968.
Васильев К.В. Из истории древнекитайских письменных памятников //
Страны и народы Востока. М., 1971. Вып. 11: Страны и народы Цен-
тральной, Восточной и Юго-Восточной Азии.
Васильев К.В. Некоторые вопросы изучения памятников древнекитайской
историографии (Критический обзор исследовательской части книги:
Imber A. Guo yu. An Early Chinese Text and its Relationship with the Tso
Chuan. Vol. 1, 2. Stokholm, 1975) // ППВ, 1975. М., 1982.
Васильев К.В. Ранняя история древнекитайских письменных памятников //
Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1988. Кн. 2.
Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.
Васильев Л.С. Проблема мифов и исторических преданий в Шан-Чжоу //
ОГК-XXIX. 1999.
Васильев Л.С. Древний Китай. Период Чуньцю (VIII–V вв. до н.э.). М.,
2000. Т. 2.
Гаспаров М.Л. Литература европейской античности. Введение // История
всемирной литературы. М., 1983. Т. 1.
Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М., 2002.
Гимон Т.В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси:
Сравнительное исследование. М., 2012.
Гребнев Г.А. Формирование системы посмертных имен в древнем Китае по
данным письменных источников // Синологи мира к юбилею Ст. Куче-
ры: Собр. тр. М., 2013.
161
Деопик Д.В. Опыт систематизации конкретно-исторического материала, со-
держащегося в «Чуньцю» // ОГК-IV. 1973. Вып. 1.
Деопик Д.В. Гегемония и гегемоны по данным «Чуньцю» // ОГК-V. 1974.
Вып. 1.
Деопик Д.В. Государство Ци в VIII — начале V в. до н.э. (по данным «Чунь-
цю») // ОГК-VI. 1975. Вып. 1.
Деопик Д.В. Исторический контекст-анализ // Комплексные методы в исто-
рических исследованиях: Тез. докл. и сообщ. науч. совещ. М., 1987.
Деопик Д.В. Некоторые тенденции социальной и политической истории
Восточной Азии в VIII–V вв. до н.э. (на основе систематизации данных
«Чуньцю») // Конфуциева летопись «Чуньцю» («Вёсны и осени») / Пер.
и примеч. Н.И. Монастырева. М., 1999.
Деопик Д.В. Опыт количественного анализа древней восточной летописи
«Чуньцю» // Конфуциева летопись «Чуньцю» («Вёсны и осени») / Пер.
и примеч. Н.И. Монастырева. М., 1999.
Деопик Д.В. О древнейших письменностях в Восточной и прото-Юго-
Восточной Азии (современные представления) // Ломоносовские чтения.
Апрель 2008. Востоковедение: Тез. докл. М., 2008.
Деопик Д.В. Царство Мо — первое государство Региона Восточной Азии
(прото-ЮВА) // Губеровские чтения. М., 2009. Сб. 1.
Деопик Д.В. Вступительная статья // Чуньцю Цзочжуань («„Комментарий
Цзо“ к „Вёснам и осеням“») / Исслед., пер. гл. 1–5, коммент. и прилож.
М.Ю. Ульянова. М., 2011.
Деопик Д.В. Количественные методы в изучении исторической информации
(проверяемая история). М., 2011.
Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. Современные данные о древнейших письмен-
ностях в Восточной Азии и связанные с ними знаки и тексты // ВЭ.
2011. Вып. 5. С. 7–118; 2012. Вып. 6. С. 205–249; 2013. Вып. 7, ч. 1.
С. 15–103.
Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. Завершение формирования «двуединого» исто-
рического региона Восточная Азия после возникновения государствен-
ности у хуася во II тыс. до н.э. // ОГК-XLIII. 2013. (Уч. зап. Отдела
Китая; Т. 43, вып. 8).
Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. От «двуединой археологической культуры» к
«двуединой империи»: периодизация исторического процесса в центре
Восточной Азии с 2500 г. до н.э. по 220 г. н.э. // Ломоносовские чтения.
Востоковедение. Тез. докл. науч. конф. (Москва, 14 апреля 2014 г.). М.,
2014.
Доронин Б.Г. Китай XVII–XVIII веков. Проблемы историографии и источ-
никоведения. Л., 1988.
Доронин Б.Г. Об истоках одной особенности китайской феодальной исто-
риографии // Вестн. Ленингр. ун-та. № 8. История. Язык. Литература.
1979. Вып. 2.
162
Доронин Б.Г. Институт «историографов» (шигуаней) и его место в циви-
лизационных процессах в Древнем Китае (к характеристике явления) //
Философии Восточно-азиатского региона и современная цивилизация:
XIII−XIV Всероссийские конференции (Москва, 21−22 мая 2007 г.,
22−23 мая 2008 г.). М., 2008. Ч. 1.
Зинин С.В. Отражение «И цзина» в «Цзо чжуани» и концепция перемен //
ОГК-XV. 1984. Ч. 1.
Зинин С.В. Мантические ритуалы бу и ши в эпоху Чунь цю (VIII–V вв. до
н.э.) // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.
Иванов А.Е. «Цзочжуань» и «Ши цзин»: от цитаты к первоисточнику //
ППВ. 2006. Вып. 1 (4).
Инь Чэнпин. Си Чжоу бэндяо жэньтоусян чжунцзу таньсу (Предваритель-
ное рассмотрение этнической принадлежности вырезанного из раковины
изображения мужской головы времен Западного Чжоу) // Вэньу. 1986.
№ 1.
История и память: историческая культура Европы до начала Нового време-
ни / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2006.
История Китая с древнейших времен до начала XXI в. М., 2013. Т. 2.
Карапетьянц А.М. “Чуньцю“ и древнекитайский „историографический“
ритуал // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.
Карапетьянц А.М. У истоков китайской словесности. М., 2010.
Кобзев А.И. «Канон перемен» как мировая константа // В пути за китай-
скую стену: К 60-летию А.И. Кобзева: Собр. тр. М., 2014.
Колоколов В.С. Триграммы и гексаграммы канонической книги «И цзин» и
их применение в книге «Чунь цю» // П.И. Кафаров и его вклад в отече-
ственное востоковедение (к 200-летию со дня рождения). М., 1979. Т. 1.
Корольков М.В. Сыма Цянь Шицзи («Исторические записки»), гл. 121. Жу-
линь лучжуань (Жизнеописания ученых-каноноведов). Введение к пере-
воду // История Китая. Мат-лы китаеведческих конф. ИСАА при МГУ
(май 2005 г., май 2006 г.). М., 2007.
Кроль Ю.Л. Сыма Цянь — историк. М., 1970.
Крюков М.В. Китай и Юго-Восточная Азия // Источниковедение истории
Древнего Востока. М., 1984.
Крюков В.М. Текст и ритуал. М., 2000.
Крюков М.В. К проблеме циклических знаков в Древнем Китае // Древние
системы письма: этническая семиотика. М., 1986.
Лисевич И.С. Литературная мысль Китая. М., 1979.
Лю Гуанъюй. Шан Чжоу цзянь цэ као ши (Исследование цзянь и цэ в пе-
риоды Шан и Чжоу) // Цзинань дасюэ сюэбао (шэхуй кэсюэбао). 2010.
№ 5.
Мельникова Е.А. Устная традиция в Повести временных лет: к вопросу о
типах устных преданий // Восточная Европа в исторической ретроспек-
тиве: К 80-летию В.Т. Пашуто. М., 1999.
163
Мельникова Е.А. Историческая память в германской устной традиции и ее
письменная фиксация // История и память: историческая культура Евро-
пы до начала Нового времени. М., 2006.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2006.
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 2004.
Меньшиков Л.Н. Рукописная книга в Китае I тысячелетие н.э. // Рукописная
книга в культуре народов Востока. М., 1988. Кн. 2.
Образы времени и исторические представления: Россия–Восток–Запад /
Под. ред. Л.П. Репиной. М., 2010.
Позднеева Л.Д. Ораторское искусство // Литература древнего Востока. М.,
1962.
Позднеева Л.Д. К проблеме источниковедческого анализа древнекитайских
философских трактатов // Позднеева Л.Д. История китайской литерату-
ры: Собр. тр. М., 2011.
Позднеева Л.Д. Ораторское искусство и памятники древнего Китая // Позд-
неева Л.Д. История китайской литературы: Собр. тр. М., 2011.
Попова Г.С. Некоторые результаты сравнения текстов Шуцзина с эпиграфи-
кой Западного Чжоу (1027–771 гг. до н.э.). // ОГК-XLII. 2012. Ч. 3.
Попова Г.С. Процесс формирования и особенности датировки мифологиче-
ского слоя Шуцзина // ОГК-XLIII. 2013. Ч. 1.
Попова Г.С. Шуцзин во второй половине I тыс. до н.э.: передача текста и
проблема разделения глав на версии гувэнь и цзиньвэнь // ОГК-XLIV.
2014. Ч. 1.
Попова Г.С. Проблема происхождения «Предисловий к записям» (Шу-сюй)
(в печати).
Рубин В.А. О датировке и аутентичности «Цзочжуань» // Проблемы вос-
токоведения. 1951. № 1.
Рубин В.А. «Цзочжуань» как источник по социальной истории периода
Чуньцю: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1960.
Рубин В.А. Дневники. Письма. Тель-Авив, 1988. Кн. 1−2.
Рубин В.А. Был ли в истории китайской литературы «этап ораторского ис-
кусства?» // Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. Собр. тр.
М., 1999.
Рубин В.А. «Записки о музыке» («Юэ-цзи») // Рубин В.А. Личность и власть
в Древнем Китае: Собр. тр. М., 1999.
Рубин В.А. Как Сыма Цянь изображал период Чуньцю // Рубин В.А. Лич-
ность и власть в Древнем Китае. Собр. тр. М., 1999.
Рубин В.А. Народное собрание в древнем Китае в VII–V вв. до н.э. // Рубин
В.А. Личность и власть в Древнем Китае: Собр. тр. М., 1999.
Рубин В.А. О народном собрании в древних государствах Восточной Азии //
Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае: Собр. тр. М., 1999.
Рубин В.А. Рабовладение в древнем Китае в VII–V вв. до н.э. (по «Цзочжуань» //
Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. Собр. тр. М., 1999.
164
Смолин Г.Я. Источниковедение древней истории Китая. Л., 1987.
Сюй Чжаочан. Чжоудай шигуань вэньхуа: Цянь чжоусинь ци хэсинь вэнь-
хуа синтай яньцзю (Культура историографов Чжоуской эпохи: исследо-
вание морфологии сердцевины культуры в предъосевое время). Чанчунь,
2001.
Сюй Чжаочан. Сянь Цинь шигуань дэ чжиду юй вэньхуа (Состав исто-
риографов доциньского времени и культура). Харбин, 2006.
Тахо-Годи А. А. Античная гимнография. Жанр и стиль // Античные гимны.
М., 1988.
Ткаченко Г.А. Избранные труды: китайская космогония и антропология. М.,
2008.
Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в
фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.
Ульянов М.Ю. Мифическая часть генеалогии правителей царства Чу (конец
II — конец I тыс. до н.э.) // Ломоносовские чтения: Науч. конф., апрель
2002 г., Востоковедение. Тез. докл. М., 2002.
Ульянов М.Ю. Текстологические аспекты исследования «Древнего текста “Бам-
буковых анналов”» (Гу бэнь Чжу шу цзи нянь) // Ломоносовские чтения:
Науч. конф., апрель 2006 г. Востоковедение: Тез. докл. М., 2006. Кн. 1.
Ульянов М.Ю. «Бамбуковые анналы» (древний текст) и сведения о поли-
тической культуре Китая (VIII–III вв. до н.э.) // Ломоносовские чтения:
Науч. конф. М., 2007. Кн. 1.
Ульянов М.Ю. К вопросу о первых упоминаниях стран Юго-Восточной
Азии в китайских источниках: сведения о «стране Хуанчжи» в контексте
политической и идеологической борьбы начала I в. н.э. // Губеровские
чтения. М., 2009. Вып. 1: Юго-Восточная Азия: историческая память,
этнокультурная идентичность и политическая реальность.
Ульянов М.Ю. Первые упоминания Юго-Восточной Азии в китайских ис-
точниках: проблема Хуанчжи (текстологический аспект) // Губеровские
чтения. М., 2011. Вып. 2: Межэтнические и межконфиссиональные от-
ношения в Юго-Восточной Азии: история и современность.
Ульянов М.Ю. Текстологические аспекты изучения Чуньцю Цзочжуань: к
проблеме выделения и характеристики структурно-жанровых групп //
ОГК-XLI. 2011.
Ульянов М.Ю. Кем создавались хроники в период Чуньцю (771–453 гг. до
н.э.)? // Ломоносовские чтения. Востоковедение: Тез. докл. науч. конф.
(Москва, 16 апреля 2012 г.). М., 2012.
Ульянов М.Ю. «Историографы» даши при дворах государей ряда царств
периода Чуньцю (771–453 гг. до н.э.) по данным Чуньцю Цзочжуань
(«Комментарий Цзо к “Веснам и осеням”») // Восток–Запад. Историко-
литературный альманах, 2011–2012. М., 2013.
Ульянов М.Ю. Об этапах историописания в Древнем Китае: периоды
Чуньцю и Чжаньго (VIII–III вв. до н.э.) // Institutionis Conditori Илье
165
Сергеевичу Смирнову. М., 2013. (Orientalia et Classica: Тр. Ин-та вос-
точных культур и античности; Вып. 50).
Ульянов М.Ю. Данные Чуньцю Цзочжуань («Комментарий Цзо к “Веснам
и осеням”») о ведении «анналов» в царствах Древнего Китая периода
Чуньцю (771–453 гг. до н.э.) // В пути за китайскую стену. К 60-летию
А.И. Кобзева: Собр. тр. М., 2014.
Ульянов М.Ю. О религиозных церемониях в период Чуньцю (771–453 гг. до
н.э.): по данным Чуньцю Цзочжуань // Ломоносовские чтения. Востоко-
ведение. Тез. докл. науч. конф. (Москва, 14 апреля 2014 г.). М., 2014.
Ульянов М.Ю. Послесловие к статье «Находки бронзового века» // Восточ-
ная коллекция. Лето. М., 2014.
Ульянов М.Ю. Структура и содержание повествований в Чуньцю Цзочжу-
ань («Комментарий Цзо к “Веснам и осеням”»): к характеристике исто-
рической прозы в древнекитайской литературе // Проблемы литературы
Дальнего Востока. Сб. мат-лов VI междунар. конф., 25 по 29 июня 2014 г.
СПб., 2014. Т. 2.
Ульянов М.Ю. Структура «комментирующего комплекса» Чуньцю Цзочжу-
ань («Комментарий Цзо к Чуньцю»): соотношение «исторического» и
«каноноведческого» // Розенберговский сборник: востоковедные иссле-
дования и материалы. СПб., 2014.
Ульянов М.Ю. Старшие жрецы чжу при дворах правителей царств периода
Чуньцю (771–453 гг. до н.э.): по данным Чуньцю Цзочжуань («Коммен-
тарий Цзо к “Веснам и осеням”») // Кнорозовские чтения. М., 2015 (в
печати).
Ульянов М.Ю., Халтурина П.В. Эпиграфический массив царства Цзинь из
Хоума (V в. до н.э.): общее описание в историко-археологическом кон-
тексте // ВЭ. 2014. Вып. 7.
Флиер А.Я. Избранные работы по теории культуры. М., 2014.
Халтурина П.В. Борьба за Великую Равнину в период Чжаньго: войны
между царствами Вэй и Цинь // ОГК-XLI. 2011.
Халтурина П.В. Основные этапы формирования земель царств Вэй, Хань,
Чжао и их завоевания Цинь в период Чжаньго: опыт картографического
исследования // ОГК-XLII. 2012. (Уч. зап. Отдела Китая; Вып. 6, т. 1).
Целуйко М.С. Циньские эпиграфические памятники из Шуйхуди: Частная
(служебно-личная) хроника господина Си «Бянь нянь цзи» (конец III в.
до н.э.) // ВЭ. М., 2011. Вып. 5.
Целуйко М.С. Особенности нелинейной структуры древнекитайских эпигра-
фических текстов из могилы в Шуйхуди // ВЭ. М., 2013. Вып. 7, ч. 1.
Чэнь Мэнцзя. Шаншу тунлунь (Общее исследование Шанщу). Пекин,
1985.
Шэнь Цзыцзе. Шигуань цзай Цзочжуань чжун дэ чжэнчжи юй вэньхуа цзя-
осэ (Историографы в Цзочжуань — их роль в политике и культуре) //
Фу да чжун янь со сюэкань. 2005. № 15.
166
Allan S. What is a shu 書? // European Association for the Study of Chinese
Manuscripts Newsletter. 2011. N 4.
Blakeley B.B. «On the authenticity and nature of the Zuo zhuan» revisited //
Early China. 2004. Vol. 29.
Norman J. A Note on the Origin of the Chinese Duodenary Cycle // Linguistics
of the Sino-Tibetan Area. Canberra, 1985.
Pines Yu. Foundations of Confucian Thought: Intellectual Life in the Chunqiu
Period, 722−453 B.C.E. Honolulu, 2002.
Pulleyblank E. Ji 姬 and Jiang 姜: the role of exogamic clans in the organization
of the Zhou polity // Early China. 2000. Vol. 25.
Schaberg D. A Patterned Past: Form and Thought in Early Chinese Historiography.
Cambridge (Mass.); L., 2001.
Vogelsang K. Inscriptions and proclamations: on the authenticity of the “gao”
chapters in the Book of Documents // Bulletin of the Museum of Far Eastern
Antiquities. 2002. Vol. 74.
Wai-yee Li. The Readability of the Past in Early Chinese Historiography.
Cambridge (Mass.); L., 2007.