Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2013, 303-323

Устная история в ранней армянской историографии: К вопросу о механизмах культурной преемственности

В. А. Арутюнова-Фиданян

Механизмы взаимодействия устной и письменной традиций всё еще недостаточно исследованы, в особенности, когда речь идет о самом раннем периоде такого взаимодействия. В статье данная проблема рассматривается на примере армянского историописания V в. Предшественники Мовсеса Хоренаци, первые историографы V в., одинаково используют родовые предания и героическую устную историю, основанную на конкретных фактах, изложенных в соответствии с требованиями фольклорных формул и этикетных установок. Эти авторы не претендуют на включение истории Армении во всеобщую историю, событийный ряд, отраженный в их сочинениях, обычно точен, но описания событий Персидской войны и ее персонажей, а также христианизации и ее деятелей, внутренних коллизий в стране и т.п. не прошли обычного пути «миф–эпос–история». Языческий миф был отсечен самими авторами, а повествование о реальных исторических событиях облекалось в привычную эпическую форму устных преданий. Слишком короток был путь от конца IV до второй половины V в. для изменений, приращений, контаминаций, характерных для более поздних исторических сочинений. Мы наблюдаем феномен рассказов очевидцев, дошедших до авторов «Бузандарана», Елише и Лазара Парпеци в рамках устной истории, только что передавшей свой трон историографии.

Ключевые слова:
Армения, историописание, устная традиция, письменность, Мовсес Хоренаци, «Бузандаран», Елише, Лазар Парпеци
Библиография

Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975.
Адонц Н. Исторические исследования. Париж, 1948 (на арм. яз.).
Аревшатян С.С. Формирование философской науки в древней Армении (V–VI вв.). Ереван, 1973. С. 141–227.
Арутюнова-Фиданян В.А. Родовое предание и ранняя историография: «Вторичный» эпос // ДГ, 2001 год: Историческая память и формы ее воплощения. М., 2003. С. 9–27.
Арутюнова-Фиданян В.А. «Повествование о делах армянских» (VII в.). Источник и время. М., 2004.
Арутюнова-Фиданян В.А. Божество грома в Тароне // Вестн. Правосл. Свято-Тихоновского ун-та. Сер. III. 2008. № 4 (14). С. 11–25.
Арутюнян С. Основные черты древнеармянской мифологии // ИФЖ. 2006. № 3. С. 37–65.
Джаукян Г.Б. Хайасский язык и его отношение к индоевропейским языкам. Ереван, 1964.
Джаукян Г.Б. О соотношении хайасского и армянского языков // ИФЖ. 1988. № 1. С. 60–88.
Елишэ. О Вардане и армянской войне / Подгот. к печати и предисл. Е. Тер-Минасяна. Ереван, 1957 (на др.-арм. яз.).
Еремян С.Т. Племенное объединение армян в стране Арме-Шубрия // ИФЖ. 1958. № 3 (на арм. яз.).
Еремян С.Т. Процесс формирования армянского народа // ИФЖ. 1968. № 2 (на арм. яз.).
46 Верифицируется иноязычными источниками, правда с несколько иными акцентами, ср., например, разные характеристики царя Папа в «Бузандаране» и у Аммиана Марцеллина (The Epic Histories. P. 397–398).
Еремян С.Т. История армянских племен в стране Арме-Шубрия // История армянского народа. Ереван, 1971. Т. 1. С. 230–245 (на арм. яз.).
Иванов Вс. Выделение разных хронологических слоев в древнеармянском и проблема первоначальной структуры текста гимна Ва(х)агну // ИФЖ. 1983. № 4 (103). С. 22–43.
История Армении Фавстоса Бузанда / Пер. с древнеарм. и коммент. М.А. Геворгяна; Под ред. С.Т. Еремяна; Вступ. статья Л.С. Хачикяна. Ереван, 1953.
Культура раннефеодальной Армении (IV–VII вв.). Ереван, 1980.
Лазар Парпеци. История Армении. N.Y., 1985 (на др.-арм. яз).
Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.
Марр Н.Я. Кавказ и памятники духовной культуры // Кавказский культурный мир и Армения. Ереван, 1995.
Мелик-Оганджанян К.А. О принципах историзма в изучении фольклора по материалам армянского народного эпоса. «Давид Сасунци» // ИФЖ. 2006. № 2.
Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер. с древнеарм. яз., введ. и примеч. Г.Х. Саркисяна. Ереван, 1990.
Мовсес Хоренаци. История Армении / Критич. текст и предисл. М. Абегяна и С. Арутюняна; Факсим. изд. с дополнениями А.Б. Саргсяна. Ереван, 1991.
Петросян А. Армянский эпос и мифология. Истоки. Миф и история. Ереван, 2002.
Путилов Б.Н. Типология фольклорного историзма // Типология народного эпоса. М., 1975.
Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976.
Раевский Д.С. Мир скифской культуры. М., 2006.
Репина Л.П. Память и историописание // История и память. М., 2006.
Саркисян С. Верования, религия, культы и пантеон богов древних армян. Ереван, 2001 (на арм. яз.).
Тер-Петросян Л. Древнеармянская переводная литература. Ереван, 1971.
Фавстоса Бузандаци История Армении. СПб., 1883 (на арм. яз.).
Cornford F.M. Principium sapientiae. The Origins of Greek Philosophical Thought. Cambridge, 1952.
Cornford F.M. From Religion to Philosophy. A Study in the Origins of Western Speculation. N.Y., 1957.
Garsoϊan N.G. L’Histoire attribuée à Movsés Xorenatsi: que reste-t-il en dire? // REA. 2003–2004. T. 29.
The Epic Histories Attributed to P͑awstos Buzand (Buzandaran Patmut͑iwnk͑) / Transl. and commentary by N.G. Garsoïan. Cambridge (Mass.), 1989.
Finck F.N. Geschichte der armenischen Literatur // Geschichte der christlichen Literaturen des Orients. Leipzig, 1907.
The History of Łazar P͑arpec͑i / Transl., intr., app. by R.W. Thomson. Atlanta (Ge.), 1991.
Mathews E.G. The life of Maštoċ as an encomium // REA. 1993. T. 24. P. 443–450.
Moses Khorenats͑i. History of the Armenians / Transl. and commentary on the literary sources by R.W. Thomson. Cambridge (Mass.); L., 1978.
Thomson R.W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995.