Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2012, 239-257

Культ правителя и царская власть в эпоху эллинизма

К. Ю. Нефедов

В статье предпринята попытка выявить связь между культом правителя и царской властью в эпоху эллинизма. Автор показывает, что эллинистический культ правителя не был обожествлением власти или ее носителя, а являлся культом личности монарха, призванным обеспечить ему персональную легитимность. Богоравное почитание, используя символику ритуала, создавало видимость соответствия правителя греческому идеалу истинного царя. Это позволяло компенсировать слабость нормативных основ эллинистического единовластия.

Ключевые слова:
эллинизм, культ правителя, эллинистическая монархия, царская власть, легитимность власти
Библиография

Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. Харьков, 1914.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
Бикерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985.
Жебелев С.А. Царь Кодр // Доклады АН СССР. 1929. Серия В. № 11. С. 201–208.
Нефедов К.Ю. О возникновении культа Антигона Одноглазого // Древности:
1997–1998. Харьков, 1999. С. 90–95.
Нефедов К.Ю. Культ правителя в политической пропаганде Лисимаха //
Вестн. ХГУ. 1999. № 441: История. Вып. 31. С. 46–54.
Нефедов К.Ю. Культ первых Антигонидов в Афинах: Новая интерпретация //
Кондаковские чтения I. Белгород, 2005. С. 83–94.
Нефедов К.Ю. Культ правителей и коронация диадохов // Из истории антич-
ного общества. Вып. 12. Нижний Новогород, 2009. С. 92–122.
Antonaccio C. Religion, Basileis and Heroes // Ancient Greece: From the
Mycenaean Palaces to the Age of Homer. Edinburgh, 2006. P. 381–396.
Badian E. Alexander the Great between two Thrones and Heaven: Variations on
an Old Theme // Subject and Ruler: The Cult of Ruling Power in Classical
Antiquity. Ann Arbor, 1996. P. 14–20.
Beetham D. The Legitimation of Power. London, 1991.
Beloch J. Griechische Geschichte. Bd. 4. Berlin; Leipzig, 1925.
Bevan E.R. The Deifi cation of Kings in the Greek Cities // EHR. 1901. Vol. 16.
P. 625–639.
Billows R.A. Kings and Colonists: Aspects of Macedonian Imperialism. New York
et al., 1995.
Bosworth B. Conquest and Empire: The Reign of Alexander the Great. Oxford,
1993.
Bringmann K. The King as Benefactor: Some Remarks on Ideal Kingship in the
Age of Hellenism // Images and Ideologies: Self-Defi nition in the Hellenisstic
World. Berkeley et al., 1993. P. 7–24.
Cairns D.L. Aidos. The Psychology and Ethics of Honour and Shame in Ancient
Greek Literature. Oxford, 1993.
Chaniotis A. The Divinity of Hellenistic Rulers // A Companion to the Hellenistic
World. Oxford et al., 2005. P. 431–445.
Chankowski A.S. Le culte des souverains aux époques hellénistique et impériale
dans la partie orientale du monde méditerranéen: questions actuelles // More
Than Men, Less Than Gods. Studies on Royal Cult and Imperial Worship.
Leuven, 2011. P. 1–14.
Charlesworth M.P. Some Observations on Ruler Cult, Especially in Rome // HTR.
1935. Vol. 28. P. 5–44.
Currie В. Pindar and the Cult of Heroes. Oxford, 2005.
Derichs W. Herakles, Vorbild des Herrschers in der Antike. Köln, 1950.
Easton D. Re-assessment of the Concept of Political Support // BJPS. 1975.
Vol. 5. P. 443–467.
Erickson K.G. The Early Seleucids, Their Gods and Their Coins. 2009.
Ferguson W.S. Legalized Absolutism en Route from Greece to Rome // AHR.
1912. Vol. 18. P. 29–47.
Gauthier P. Les cités grecques et leurs bienfaiteurs (IVe–Ier siècle avant J.-C.).
Paris, 1985.
Gauthier P. Nouvelles inscriptions de Sardes II. Paris; Gèneve, 1989.
Green P. Alexander to Actium. Historical Evolution of the Hellenistic Age.
Berkeley et al., 1993.
Habicht С. Gottmenschentum und griechische Städte. München, 1970.
Hunter U. Die politische Rolle der Heraklesgestalt im griechischen Herrschertum.
Stuttgart, 1997.
Iossif P.P., Lorber C.C. More than Men, Less than Gods: Concluding Thoughts
and New Perspectives // More Than Men, Less Than Gods. Studies on Royal
Cult and Imperial Worship. Leuven, 2011. P. 691–710.
Kaerst J. Geschichte des hellenistischen Zeitalters. Bd. 2. Leipzig, 1909.
257
Kornemann E. Zur Geschichte des antiken Herrscherkulte // Klio. 1901. Bd. 1.
S. 52–168.
Lattey C. The Diadochi and the Rise on Kingworship // EHR. 1917. Vol. 32.
P. 321–334.
Ma J. Antiochos III and the Cities of the Westarn Asia Minor. Oxford et al.,
1999.
Malay H., Ricl M. Two new Hellenistic decrees from Aigai in Aiolis // EA. 2009.
Ht. 42. P. 39–60.
Meyer Ed. Alexander der Grosse und die absolute Monarchie // Idem. Kleine
Schriften. Halle, 1910. S. 283–333.
Nagy G. Greek Mythology and Poetics. Harvard, 1990.
Nilsson M.P. Geschichte der griechischen Religion. München, 1961.
Papachatzis N. The Cult of Erechtheus and Athena on the Acropolis of Athens //
Kernos. 1989. No. 2. P. 175–185.
Potter D. Hellenistic Religion // A Companion to the Hellenistic World. Oxford
et al., 2005.
Preaux C. Le Monde Hellenistique. T. 1. Paris, 1978.
Price S.R.F. Gods and Emperors: the Greek Language of the Roman Imperial
Cult // JHS. 1984. Vol. 104. P. 1–18.
Price S.R.F. Rituals and Power. The Roman Imperial Cult in Asia Minor.
Cambridge et al., 1986.
Rollinger R. Herrscherkult und Königsvergöttlichung bei Teispiden und
Achaimeniden. Realität oder Fiktion? // Studien zum vorhellenistischen
und hellenistischen Herrscherkult: Verdichtung und Erweiterung von
Traditionsgefl echten. Berlin, 2011. S. 11–54.
Schubart W. Die religiöse Haltung des frühen Hellenismus. München, 1937.
Simpson R.S. Demotic Grammar in the Ptolemaic Sacerdotal Decrees. Oxford,
1996.
Taylor L.R. The Divinity of the Roman Emperor. Middleton, 1931.
Versnel H. Coping with the Gods: Wayward Readings in Greek Theology. Leiden;
Boston, 2011.
Walker H.J. Theseus and Athens. Oxford, 1995.
Weber G. Der ptolemaïsche Herrscher- und Dynastiekult — ein Experimentierfeld
für Makedonen, Griechen und Ägypter // Studien zum vorhellenistischen
und hellenistischen Herrscherkult: Verdichtung und Erweiterung von
Traditionsgefl echten. Berlin, 2011. P. 77–97.
Weinreich O. Antikes Gottmenschentum // NJWJ. 1926. Jg. 2. Ht. 6. S. 633–
651.
Wilcken U. Zur Entstehung des hellenistischen Königskultes // SPAW. 1938. Bd.
28. S. 298–321.