Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2013, 259-280

Ал-Мас‘уди как историк (на примере «Книги предупреждения и пересмотра»)

Т. М. Калинина

Статья посвящена проблеме историописания в «Книге предупреждения и пересмотра» (Китаб ат-танбих ва-л-ишраф) Абу-л-Хасана ибн ал-Хусейна ал-Мас‘уди, арабского писателя первой половины Х в. Арабское историописание включало в себя множество литературных жанров доисламской эпохи, они сохранялись и развивались и в постисламское время: генеалогические предания арабских племен — ахбар; родословия — ансаб; биографии — сийар, в которые вошли, после принятия ислама, предания о жизни Мухаммада; завоевания, военные походы — магази, ставшие позднее повествованиями о войнах Мухаммада, разряды-поколения — табакат, рассказы о пророках — кисас ал-анбийа’, предания о  войнах арабских племен — аййам ал-‘араб. Тщательно собранные предания о пророке Мухаммаде (хадисы), которые подтверждались ссылками (иснадами) на информацию от передатчика к следующему человеку, стали важнейшим элементом сложения письменного исламского историописания. Жанр фада’ил — «добродетель», посвященный достоинствам Мухаммада и его сподвижников, а также религиозных, политических, профессиональных и социальных групп, а кроме того, совершенству стран, народов, городов, и жанр ‘аджа’иб, т.е. рассказы о чудесах входили также в состав географических произведений арабов. Географические сведения арабских ученых расширились, когда Арабский халифат раздвинул границы. Стали создаваться труды, соединявшие разные жанры, опиравшиеся на сведения предшествующих авторов и привносящие собственную информацию о народах, территориях, событиях. Все эти жанры, которые соединяли поэтическое и прозаическое творчество, постепенно вошли в общие хроники (таварих). Под словом ат-та’рих — «история» — изначально подразумевались датировка, хронология. Ат-та’рих как вид литературы, посвященной хронологически выстроенным сведениям о прошлом, возник в Х в. 
Наследником указанных направлений стал ал-Мас‘уди. Он использовал литературные и устные источники. Из многих написанных им книг сохранились лишь две: «Золотые копи и россыпи самоцветов» и «Книга предупреждения и пересмотра». Ряд востоковедов относили его книги к адабу, т.е. популярному жанру литературы, сочетавшему образовательные, назидательные и развлекательные цели. Однако произведения ал-Мас‘уди направлены на изложение истории разных народов прежде всего. Исследователи творчества ал-Мас‘уди придерживаются той концепции, что он был историком, хотя его книги написаны в беллетризованной форме. На конкретных примерах из «Книги предупреждения и пересмотра» показано, что автор в своих сочинениях ставил задачей написать историю народов мира, представить их облик и нравы в зависимости от положения Солнца, Луны и светил, изложить теорию климатов и положение населения в них, дать представление о всемирной хронологии и отдельных способах отсчета времени, о календарях. Ал-Мас‘уди поведал историю персов и их правящих династий от сотворения первого человека до падения Сасанидов. Он создал летопись событий жизни и деяний древнегреческих царей, римских и византийских императоров, включив события и легенды из истории христианства. Бόльшая часть книги отведена для хроники преданий арабов до ислама и истории исламских династий и их правителей. Труд ал-Мас‘уди включил указанные выше жанры арабской описательной и географической литературы, он по праву считается одним из выдающихся историков своего времени.

Ключевые слова:
арабы, литература, жанры, историография, историописание, география, ал-Мас‘уди
Библиография

Аджаиб ад-дуниа. Чудеса мира / Пер. с перс., введ., коммент. и указ. Л. Смирновой. М., 1993.
Бертельс Е.Э. Очерк истории персидской литературы. Л., 1928.
Гибб Х.А.Р. Арабская литература. Классический период. М., 1960.
Грязневич П.А. Развитие исторического сознания арабов // Очерки истории арабской культуры V–XV вв. М., 1982.
Калинина Т.М. Восприятие времени и пространства арабским ученым Х в. ал-Мас‘уди // ДГ, 2006 год: Пространство и время в средневековых текстах. М., 2009.
Калинина Т.М. Древние греки по данным ал-Масуди // Gaudeamus igitur: Сб. ст. к 60-летию А.В. Подосинова. М., 2010.
Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература // Крачковский И.Ю. Избр. соч. М., 1957. Т. 4.
Крымский А. Семь спящих отроков эфесских. М., 1914.
Куделин А.Б. Арабская литература: поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи. М., 2003.
Кузнецов В.А. Написать мир: структуризация прошлого в ранней арабо-мусульманской историографии // Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории. М., 2008.
Кузнецов В.А. Чем была история в классической арабской культуре? // <http://iph.ras.ru/page48472444.htm>.
Микульский Д.В. Арабский Геродот. М., 1998.
Микульский Д.В. «Золотые копи… ал-Мас‘уди и их место в арабо-мусульманской словесности // Абу-л-Хасан ‘Али ибн ал-Хусейн ибн ‘Али ал-Мас‘уди. «Золотые копи и россыпи самоцветов» [История Аббасидской династии: 749–947 гг.] / Сост., пер. с арабского, примеч., коммент. и указ. Д.В. Микульского. М., 2002.
Микульский Д.В. Арабо-мусульманская культура в сочинении ал-Мас‘уди: «Золотые копи и россыпи самоцветов» («Мурудж аз-захаб ва ма’адин ал-джаухар»). Х век. М., 2006.
Пелла Ш. Вариации на тему адаба // Арабская средневековая культура и литература. Сб. ст. зарубежных ученых. М., 1978.
Пиотровский М.Б. Асхаб ал-Кахф // Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII — середине Х в.: Шиитская историография. М., 1980.
Резван Е.А. Коран и его толкования. Тексты, пер., коммент. СПб., 2000.
Тишков В.А. Диалог истории с антропологией на рубеже столетий // Историческая наука на пороге ХХI века. Новосибирск, 2001.
Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века: Словесное искусство арабов в древности и раннем средневековье. М., 1977.
Халидов А.Б. Книжная культура // Очерки истории арабской культуры V–XV вв. М., 1982.
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. С. 361.
Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja‘qûbi. Historiae / M.Th. Houtsma. Leiden, 1883. T. 1.
Khalidi T. Arabic historical thought in the classical period. Cambridge, 1994.
Kitab at-tanbih wa’l-ischraf auctore al-Masûdi... / M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1894.
Maçoudi. Les Prairies d’or / Texte et traduction par C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. P., 1861. T. 1.
Miquel A. La géographie humaine du monde musulman jusqu’au milieu du XIe siècle. P.; Le Haye, 1975. Vol. 1.
Rosenthal F. A history of Muslim Historiography. 2nd ed. Leiden, 1968.
Shboul Ahmad M.H. Al-Masudi and his World. A Muslim Humanist and his Interest in non-Muslims. L., 1979.