Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2013, 281-302

Историописание без письменности? Условные значки и рисунки как средство хранения и передачи исторической информации в доколониальном Бенине

Д. М. Бондаренко, П. М. Рёзе

В доколониальном Бенине не существовало письменности, однако была выработана оригинальная система хранения и передачи информации посредством условных значков и рисунков, представлявших собой фразограммы. Разработка этой системы не обусловливалась общественными потребностями, связанными с ростом хозяйственной и торговой деятельности или появлением четких представлений о государственной и частной собственности. Своим возникновением фразография была обязана стремлению верховной власти и при Первой династии (огисо), и при Второй (оба) к укреплению своих идеологических основ. Официозная обработка истории страны и внедрение идеологемы о связи правителей с духами предков и божествами являлись важнейшими средствами достижения этой цели. В результате практически вся информация, которую несли бенинские условные значки и рисунки, имела не узко-практический, но исторический и культурный (религиозно-мифологический) характер.

Ключевые слова:
Бенин, Нигерия, доколониальная Африка, историописание, письменность, фразография, идеология
Библиография

Бондаренко Д.М. Бенин накануне первых контактов с европейцами: Человек. Общество. Власть. М., 1995.
Бондаренко Д.М. Доимперский Бенин: формирование и эволюция системы социально-политических институтов. М., 2001.
Кобищанов Ю.М. Африканские системы письма // Африка еще не открыта. М., 1967. С. 171–238.
Кочакова Н.Б. Религия бини // Традиционные и синкретические религии Африки. М., 1986. С. 351–357.
Кочакова Н.Б. Рождение африканской цивилизации (Ифе, Ойо, Бенин, Дагомея). М., 1986.
Ольдерогге Д.А. Древности Бенина (по коллекциям Музея антропологии и этнографии) // Сб. Музея антропологии и этнографии. 1953. Т. 15. С. 358–402.
Ольдерогге Д.А. Древности Бенина, II (ухув-элао бенинских царей) // Сб. Музея антропологии и этнографии. 1955. Т. 16. С. 282–307.
Ольдерогге Д.А. Древности Бенина, III (Условные значки и рисунки на бенинских бивнях) // Сб. Музея антропологии и этнографии. 1957. Т. 7. С. 345–361.
Ольдерогге Д.А. Следы существования письменности у народов Верхней Гвинеи до европейской колонизации // Краткие сообщения Института этнографии. 1957. № 28. С. 68–73.
Шаревская Б.И. Памятник жертвенного культа древнего Бенина // СЭ. 1947. № 3. С. 131–140.
Шаревская Б.И. Религии древнего Бенина (очерк верований и культов африканского государства доколониального периода) // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. 1957. Т. 1. С. 172–213.
Afolayan S.F. Pre-Colonial Concept of History in Nigeria // On West African History. Selected Papers. Marburg, 1986. (Africana Marburgensia; Sonderheft 11). P. 31–47.
Akpata A. Benin: Notes on Altars and Bronze Heads // Ethnologica Cranmorensis. 1937. Vol. 1. P. 5–10.
Bascom W. The Early Historical Evidence of Yoruba Urbanism // Social Change and Economic Development in Nigeria. N.Y. etc., 1973. P. 11–39.
Ben-Amos P. The Art of Benin. N.Y., 1980.
Blackmun B.W. The Iconography of Carved Altar Tusks from Benin, Nigeria: Ph.D. thesis / Univ. of California, Los Angeles. Ann Arbor (Mi.), 1984. Vol. 1–3.
Boisragon A. The Benin Massacre. L., 1898.
Bradbury R.E. Chronological Problems in the Study of Benin History // Bradbury R.E. Benin Studies. L. etc., 1973. P. 17–43.
Dark P. An Introduction to Benin Art and Technology. Oxford, 1973.
De Barros J. Ãsia de João De Barros: Dos Feitos que os portugueses fi zeram no descobrimento e conquista dos mares e terras de Oriente. Dec. I. Coimbra, 1988 [1552].
Dennett R.E. At the Back of the Black Man’s Mind Or Notes on the Kingly Offi ce in West Africa. L.; N.Y., 1906.
Egharevba J.U. Benin Law and Custom. Port Harcourt, 1949.
Egharevba J.U. Benin Games and Sports. Sapele, 1951.
Egharevba J.U. Bini Titles. Benin City, 1956.
Egharevba J.U. A Short History of Benin. Ibadan, 1960.
Falola T., Mahadi A., Uhomoibhi M., Anyanwu U. History of Nigeria. Ikeja etc., 1989. Vol. 1–2.
Hagen K. Altertümer von Benin im Hamburgischen Museum für Völkerkunde. Hamburg, 1918. Teil 1–2.
Hau K. Evidence of the Use of Pre-Portuguese Written Characters by the Bini? // Bulletin de l’Institut Français d’Afrique Noire. Sér. B. 1959. Vol. 21, N 1–2. P. 109–154.
Hau K. The Ancient Writing of Southern Nigeria // Bulletin de l’Institut Fondamental d’Afrique Noire. Sér. B. 1967. Vol. 29, N 1–2. P. 150–190.
Igbafe P.A. Benin in the Pre-Colonial Era // Tarikh. 1974. Vol. 5, N 1. P. 1–16.
Isichei E. A History of Nigeria. L. etc., 1983.
Lippmann M. Westafrikanische Bronzen. Inaugural-Dissertation... / Friedrich-Wilhelms-Universität zu Berlin. B., 1939.
Melzian H. A Concise Dictionary of the Bini Language of Southern Nigeria. L., 1937.
Nevadomsky J. Kingship Succession Rituals in Benin. Pt. 2: The Big Things // African Arts. 1984. Vol. 17, N 2. P. 41–46.
Omijeh M.E.A. The Signifi cance of Orhue in Bini Symbolism // Nigeria Magazine. 1971. N 107–109. P. 117–119.
Pacheco Pereira D. Esmeraldo de Situ Orbis. Bissau, 1956 [1505–1508].
Palau Marti M. Le Roi-dieu au Bénin. Sud Togo, Dahomey, Nigeria occidentale. P., 1964.
Picton J. Edo Art, Dynastic Myth, and Intellectual Aporia // African Arts. 1997. Vol. 30, N 4. P. 18–25.
Read C.H. On a Carved Ivory Object from Benin in the British Museum // Man. 1918. Vol. 18, N 72. P. 129–130.
Roese P.M., Bondarenko D.M., Roese T.M.L. Ludewig Ferdinand Römer’s “Nachrichten von der Küste Guinea” (Mid-18th Century) as a Source on the Benin Kingdom History and Culture // Tribus. 2001. Vol. 50. P. 135–149.
Römer L.F. Nachrichten von der Küste Guinea. Kopenhagen; Leipzig, 1769.
Rosen N. Chalk Iconography in Olokun Worship // African Arts. 1989. Vol. 22, N 3. P. 44–53.
Roth H.L. Great Benin. Its Customs, Art and Horrors. L., 1968 [1903].
Talbot P.A. The Peoples of Southern Nigeria. A Sketch of Their History, Ethnology and Languages. L., 1926. Vol. 1–4.
Thomas N.W. Decorative Art Among the Edo-Speaking Peoples of Nigeria: I. Decoration of Buildings // Man. 1910. Vol. 10, N 37. P. 65–66.