Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2013, 71-167

К характеристике процесса сохранения исторической памяти в древнем Китае периода Чуньцю (771–453 гг. до н.э.)

М. Ю. Ульянов

В данной статье на основе анализа сообщений письменных источников мы попытались сформулировать модель протекания процесса «сохранения исторической памяти» в историческом регионе Восточная Азия от зарождения государственности в середине III тыс. до н.э. до начала империи Восточная Хань в I в. н.э. Основное внимание было уделено систематизации представлений о формах сохранения памяти о прошлом в период Чуньцю (771–453 гг. до н.э.), прежде всего об официальном историописании. Были охарактеризованы функции историографов и некоторых представителей жречества, которые были вовлечены в этот процесс. Мы исходили из того, что условия для порождения и развития
определенных культурных явлений, в том числе и сохранения памяти о прошлом, существовали в конкретных культурных средах. В рассматриваемое время память о прошлом могла сохраняться в устной и письменной форме. Устные произведения порождались всеми слоями общества, и бóльшую часть из них составляли поэтические тексты, принадлежавшие к различным жанрам фольклорной литературы. А создание письменных произведений осуществлялось в двух тесно связанных культурных средах: храмовой и дворцовой. Там же осуществлялись их сохранение и репрезентация. Представления о прошлом существовали в виде «священной» и «реальной» истории. Задача передачи священной истории» была возложена на жречество, а для фиксации «реальной истории» потребовались особые должностные лица. Они появились в храмовой среде, но в описываемое время выполняли определенные обязанности при дворе. Официальный характер историописания был обусловлен историей складывания института историографов (даши), которые в предыдущую историческую эпоху, период Западное Чжоу (1027–771 гг. до н.э.), принадлежав к высшему слою столичного жречества, отвечали за организацию проведения религиозных ритуалов в рамках культа предков правящей династии, и всех других культов. В царствах периода Чуньцю церемонии в рамках династического культа отправлялись самими царями, задача организации остальных церемоний перешла старшим жрецам чжу, а даши — в рамках культа предков сосредоточились на ведении «анналов», в которых регулярно фиксировались основные деяния носителей высшей власти и другие значимые события. При этом, сохраняя высокий статус в жреческой среде, они обрели значимое положение при дворе. Таким образом, ведение «анналов», которые стали основной формой сохранения исторической памяти, было тесно связано с религиозными представлениями, а именно с культом предков правителей, который являлся основным общегосударственным культом.

Ключевые слова:
Древний Китай, период Чуньцю, формы сохранения исторической памяти историописание, анналы, хроники, культурyые среды
Библиография

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.
Башкеев В.В., Ульянов М.Ю. Периодизация как инструмент и как результат исследования политического процесса: на примере истории Китая поздней древности (221 г. до н.э. — 25 г. н.э.) // ОГК-XLIV. 2014. (Уч. Зап. Отдела Китая. Т. 44, вып. 15).
Васильев К.В. «Планы Сражающихся царств»: Исслед. и пер. М., 1968.
Васильев К.В. Из истории древнекитайских письменных памятников // Страны и народы Востока. М., 1971. Вып. 11: Страны и народы Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии.
Васильев К.В. Некоторые вопросы изучения памятников древнекитайской историографии (Критический обзор исследовательской части книги:
Imber A. Guo yu. An Early Chinese Text and its Relationship with the Tso Chuan. Vol. 1, 2. Stokholm, 1975) // ППВ, 1975. М., 1982.
Васильев К.В. Ранняя история древнекитайских письменных памятников // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1988. Кн. 2.
Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.
Васильев Л.С. Проблема мифов и исторических преданий в Шан-Чжоу // ОГК-XXIX. 1999.
Васильев Л.С. Древний Китай. Период Чуньцю (VIII–V вв. до н.э.). М., 2000. Т. 2.
Гаспаров М.Л. Литература европейской античности. Введение // История всемирной литературы. М., 1983. Т. 1.
Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М., 2002.
Гимон Т.В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси: Сравнительное исследование. М., 2012.
Гребнев Г.А. Формирование системы посмертных имен в древнем Китае по данным письменных источников // Синологи мира к юбилею Ст. Кучеры: Собр. тр. М., 2013.
Деопик Д.В. Опыт систематизации конкретно-исторического материала, содержащегося в «Чуньцю» // ОГК-IV. 1973. Вып. 1.
Деопик Д.В. Гегемония и гегемоны по данным «Чуньцю» // ОГК-V. 1974. Вып. 1.
Деопик Д.В. Государство Ци в VIII — начале V в. до н.э. (по данным «Чуньцю») // ОГК-VI. 1975. Вып. 1.
Деопик Д.В. Исторический контекст-анализ // Комплексные методы в исторических исследованиях: Тез. докл. и сообщ. науч. совещ. М., 1987.
Деопик Д.В. Некоторые тенденции социальной и политической истории Восточной Азии в VIII–V вв. до н.э. (на основе систематизации данных
«Чуньцю») // Конфуциева летопись «Чуньцю» («Вёсны и осени») / Пер. и примеч. Н.И. Монастырева. М., 1999.
Деопик Д.В. Опыт количественного анализа древней восточной летописи «Чуньцю» // Конфуциева летопись «Чуньцю» («Вёсны и осени») / Пер. и примеч. Н.И. Монастырева. М., 1999.
Деопик Д.В. О древнейших письменностях в Восточной и прото-Юго-Восточной Азии (современные представления) // Ломоносовские чтения.
Апрель 2008. Востоковедение: Тез. докл. М., 2008.
Деопик Д.В. Царство Мо — первое государство Региона Восточной Азии (прото-ЮВА) // Губеровские чтения. М., 2009. Сб. 1.
Деопик Д.В. Вступительная статья // Чуньцю Цзочжуань («„Комментарий Цзо“ к „Вёснам и осеням“») / Исслед., пер. гл. 1–5, коммент. и прилож.
М.Ю. Ульянова. М., 2011.
Деопик Д.В. Количественные методы в изучении исторической информации (проверяемая история). М., 2011.
Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. Современные данные о древнейших письменностях в Восточной Азии и связанные с ними знаки и тексты // ВЭ.
2011. Вып. 5. С. 7–118; 2012. Вып. 6. С. 205–249; 2013. Вып. 7, ч. 1. С. 15–103.
Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. Завершение формирования «двуединого» исторического региона Восточная Азия после возникновения государственности у хуася во II тыс. до н.э. // ОГК-XLIII. 2013. (Уч. зап. Отдела Китая; Т. 43, вып. 8).
Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. От «двуединой археологической культуры» к «двуединой империи»: периодизация исторического процесса в центре Восточной Азии с 2500 г. до н.э. по 220 г. н.э. // Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тез. докл. науч. конф. (Москва, 14 апреля 2014 г.). М., 2014.
Доронин Б.Г. Китай XVII–XVIII веков. Проблемы историографии и источниковедения. Л., 1988.
Доронин Б.Г. Об истоках одной особенности китайской феодальной историографии // Вестн. Ленингр. ун-та. № 8. История. Язык. Литература. 1979. Вып. 2.
Доронин Б.Г. Институт «историографов» (шигуаней) и его место в цивилизационных процессах в Древнем Китае (к характеристике явления) // Философии Восточно-азиатского региона и современная цивилизация: XIII−XIV Всероссийские конференции (Москва, 21−22 мая 2007 г., 22−23 мая 2008 г.). М., 2008. Ч. 1.
Зинин С.В. Отражение «И цзина» в «Цзо чжуани» и концепция перемен // ОГК-XV. 1984. Ч. 1.
Зинин С.В. Мантические ритуалы бу и ши в эпоху Чунь цю (VIII–V вв. до н.э.) // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.
Иванов А.Е. «Цзочжуань» и «Ши цзин»: от цитаты к первоисточнику // ППВ. 2006. Вып. 1 (4).
Инь Чэнпин. Си Чжоу бэндяо жэньтоусян чжунцзу таньсу (Предварительное рассмотрение этнической принадлежности вырезанного из раковины
изображения мужской головы времен Западного Чжоу) // Вэньу. 1986. № 1.
История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2006.
История Китая с древнейших времен до начала XXI в. М., 2013. Т. 2.
Карапетьянц А.М. “Чуньцю“ и древнекитайский „историографический“ ритуал // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.
Карапетьянц А.М. У истоков китайской словесности. М., 2010.
Кобзев А.И. «Канон перемен» как мировая константа // В пути за китайскую стену: К 60-летию А.И. Кобзева: Собр. тр. М., 2014.
Колоколов В.С. Триграммы и гексаграммы канонической книги «И цзин» и их применение в книге «Чунь цю» // П.И. Кафаров и его вклад в отечественное востоковедение (к 200-летию со дня рождения). М., 1979. Т. 1.
Корольков М.В. Сыма Цянь Шицзи («Исторические записки»), гл. 121. Жулинь лучжуань (Жизнеописания ученых-каноноведов). Введение к переводу // История Китая. Мат-лы китаеведческих конф. ИСАА при МГУ (май 2005 г., май 2006 г.). М., 2007.
Кроль Ю.Л. Сыма Цянь — историк. М., 1970.
Крюков М.В. Китай и Юго-Восточная Азия // Источниковедение истории Древнего Востока. М., 1984.
Крюков В.М. Текст и ритуал. М., 2000.
Крюков М.В. К проблеме циклических знаков в Древнем Китае // Древние системы письма: этническая семиотика. М., 1986.
Лисевич И.С. Литературная мысль Китая. М., 1979.
Лю Гуанъюй. Шан Чжоу цзянь цэ као ши (Исследование цзянь и цэ в периоды Шан и Чжоу) // Цзинань дасюэ сюэбао (шэхуй кэсюэбао). 2010. № 5.
Мельникова Е.А. Устная традиция в Повести временных лет: к вопросу о типах устных преданий // Восточная Европа в исторической ретроспективе: К 80-летию В.Т. Пашуто. М., 1999.
Мельникова Е.А. Историческая память в германской устной традиции и ее письменная фиксация // История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени. М., 2006.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2006.
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 2004.
Меньшиков Л.Н. Рукописная книга в Китае I тысячелетие н.э. // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1988. Кн. 2.
Образы времени и исторические представления: Россия–Восток–Запад / Под. ред. Л.П. Репиной. М., 2010.
Позднеева Л.Д. Ораторское искусство // Литература древнего Востока. М., 1962.
Позднеева Л.Д. К проблеме источниковедческого анализа древнекитайских философских трактатов // Позднеева Л.Д. История китайской литературы: Собр. тр. М., 2011.
Позднеева Л.Д. Ораторское искусство и памятники древнего Китая // Позднеева Л.Д. История китайской литературы: Собр. тр. М., 2011.
Попова Г.С. Некоторые результаты сравнения текстов Шуцзина с эпиграфикой Западного Чжоу (1027–771 гг. до н.э.). // ОГК-XLII. 2012. Ч. 3.
Попова Г.С. Процесс формирования и особенности датировки мифологического слоя Шуцзина // ОГК-XLIII. 2013. Ч. 1.
Попова Г.С. Шуцзин во второй половине I тыс. до н.э.: передача текста и проблема разделения глав на версии гувэнь и цзиньвэнь // ОГК-XLIV. 2014. Ч. 1.
Попова Г.С. Проблема происхождения «Предисловий к записям» (Шу-сюй) (в печати).
Рубин В.А. О датировке и аутентичности «Цзочжуань» // Проблемы востоковедения. 1951. № 1.
Рубин В.А. «Цзочжуань» как источник по социальной истории периода Чуньцю: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1960.
Рубин В.А. Дневники. Письма. Тель-Авив, 1988. Кн. 1−2.
Рубин В.А. Был ли в истории китайской литературы «этап ораторского искусства?» // Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. Собр. тр. М., 1999.
Рубин В.А. «Записки о музыке» («Юэ-цзи») // Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае: Собр. тр. М., 1999.
Рубин В.А. Как Сыма Цянь изображал период Чуньцю // Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. Собр. тр. М., 1999.
Рубин В.А. Народное собрание в древнем Китае в VII–V вв. до н.э. // Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае: Собр. тр. М., 1999.
Рубин В.А. О народном собрании в древних государствах Восточной Азии // Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае: Собр. тр. М., 1999.
Рубин В.А. Рабовладение в древнем Китае в VII–V вв. до н.э. (по «Цзочжуань» // Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. Собр. тр. М., 1999.
Смолин Г.Я. Источниковедение древней истории Китая. Л., 1987.
Сюй Чжаочан. Чжоудай шигуань вэньхуа: Цянь чжоусинь ци хэсинь вэньхуа синтай яньцзю (Культура историографов Чжоуской эпохи: исследование морфологии сердцевины культуры в предъосевое время). Чанчунь, 2001.
Сюй Чжаочан. Сянь Цинь шигуань дэ чжиду юй вэньхуа (Состав историографов доциньского времени и культура). Харбин, 2006.
Тахо-Годи А. А. Античная гимнография. Жанр и стиль // Античные гимны. М., 1988.
Ткаченко Г.А. Избранные труды: китайская космогония и антропология. М., 2008.
Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.
Ульянов М.Ю. Мифическая часть генеалогии правителей царства Чу (конец II — конец I тыс. до н.э.) // Ломоносовские чтения: Науч. конф.,  апрель 2002 г., Востоковедение. Тез. докл. М., 2002.
Ульянов М.Ю. Текстологические аспекты исследования «Древнего текста “Бамбуковых анналов”» (Гу бэнь Чжу шу цзи нянь) // Ломоносовские чтения: Науч. конф., апрель 2006 г. Востоковедение: Тез. докл. М., 2006. Кн. 1.
Ульянов М.Ю. «Бамбуковые анналы» (древний текст) и сведения о политической культуре Китая (VIII–III вв. до н.э.) // Ломоносовские чтения:
Науч. конф. М., 2007. Кн. 1.
Ульянов М.Ю. К вопросу о первых упоминаниях стран Юго-Восточной Азии в китайских источниках: сведения о «стране Хуанчжи» в контексте
политической и идеологической борьбы начала I в. н.э. // Губеровские чтения. М., 2009. Вып. 1: Юго-Восточная Азия: историческая память,
этнокультурная идентичность и политическая реальность.
Ульянов М.Ю. Первые упоминания Юго-Восточной Азии в китайских источниках: проблема Хуанчжи (текстологический аспект) // Губеровские
чтения. М., 2011. Вып. 2: Межэтнические и межконфиссиональные отношения в Юго-Восточной Азии: история и современность.
Ульянов М.Ю. Текстологические аспекты изучения Чуньцю Цзочжуань: к проблеме выделения и характеристики структурно-жанровых групп // ОГК-XLI. 2011.
Ульянов М.Ю. Кем создавались хроники в период Чуньцю (771–453 гг. до н.э.)? // Ломоносовские чтения. Востоковедение: Тез. докл. науч. конф.
(Москва, 16 апреля 2012 г.). М., 2012.
Ульянов М.Ю. «Историографы» даши при дворах государей ряда царств периода Чуньцю (771–453 гг. до н.э.) по данным Чуньцю Цзочжуань («Комментарий Цзо к “Веснам и осеням”») // Восток–Запад. Историко-литературный альманах, 2011–2012. М., 2013.
Ульянов М.Ю. Об этапах историописания в Древнем Китае: периоды Чуньцю и Чжаньго (VIII–III вв. до н.э.) // Institutionis Conditori Илье Сергеевичу Смирнову. М., 2013. (Orientalia et Classica: Тр. Ин-та восточных культур и античности; Вып. 50).
Ульянов М.Ю. Данные Чуньцю Цзочжуань («Комментарий Цзо к “Веснам и осеням”») о ведении «анналов» в царствах Древнего Китая периода
Чуньцю (771–453 гг. до н.э.) // В пути за китайскую стену. К 60-летию А.И. Кобзева: Собр. тр. М., 2014.
Ульянов М.Ю. О религиозных церемониях в период Чуньцю (771–453 гг. до н.э.): по данным Чуньцю Цзочжуань // Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тез. докл. науч. конф. (Москва, 14 апреля 2014 г.). М., 2014.
Ульянов М.Ю. Послесловие к статье «Находки бронзового века» // Восточная коллекция. Лето. М., 2014.
Ульянов М.Ю. Структура и содержание повествований в Чуньцю Цзочжуань («Комментарий Цзо к “Веснам и осеням”»): к характеристике исторической прозы в древнекитайской литературе // Проблемы литературы Дальнего Востока. Сб. мат-лов VI междунар. конф., 25 по 29 июня 2014 г. СПб., 2014. Т. 2.
Ульянов М.Ю. Структура «комментирующего комплекса» Чуньцю Цзочжуань («Комментарий Цзо к Чуньцю»): соотношение «исторического» и «каноноведческого» // Розенберговский сборник: востоковедные исследования и материалы. СПб., 2014.
Ульянов М.Ю. Старшие жрецы чжу при дворах правителей царств периода Чуньцю (771–453 гг. до н.э.): по данным Чуньцю Цзочжуань («Комментарий Цзо к “Веснам и осеням”») // Кнорозовские чтения. М., 2015 (в печати).
Ульянов М.Ю., Халтурина П.В. Эпиграфический массив царства Цзинь из Хоума (V в. до н.э.): общее описание в историко-археологическом контексте // ВЭ. 2014. Вып. 7.
Флиер А.Я. Избранные работы по теории культуры. М., 2014.
Халтурина П.В. Борьба за Великую Равнину в период Чжаньго: войны между царствами Вэй и Цинь // ОГК-XLI. 2011.
Халтурина П.В. Основные этапы формирования земель царств Вэй, Хань, Чжао и их завоевания Цинь в период Чжаньго: опыт картографического исследования // ОГК-XLII. 2012. (Уч. зап. Отдела Китая; Вып. 6, т. 1).
Целуйко М.С. Циньские эпиграфические памятники из Шуйхуди: Частная (служебно-личная) хроника господина Си «Бянь нянь цзи» (конец III в. до н.э.) // ВЭ. М., 2011. Вып. 5.
Целуйко М.С. Особенности нелинейной структуры древнекитайских эпиграфических текстов из могилы в Шуйхуди // ВЭ. М., 2013. Вып. 7, ч. 1.
Чэнь Мэнцзя. Шаншу тунлунь (Общее исследование Шанщу). Пекин, 1985.
Шэнь Цзыцзе. Шигуань цзай Цзочжуань чжун дэ чжэнчжи юй вэньхуа цзяосэ (Историографы в Цзочжуань — их роль в политике и культуре) // Фу да чжун янь со сюэкань. 2005. № 15.
Allan S. What is a shu 書? // European Association for the Study of Chinese Manuscripts Newsletter. 2011. N 4.
Blakeley B.B. «On the authenticity and nature of the Zuo zhuan» revisited // Early China. 2004. Vol. 29.
Norman J. A Note on the Origin of the Chinese Duodenary Cycle // Linguistics of the Sino-Tibetan Area. Canberra, 1985.
Pines Yu. Foundations of Confucian Thought: Intellectual Life in the Chunqiu Period, 722−453 B.C.E. Honolulu, 2002.
Pulleyblank E. Ji 姬 and Jiang 姜: the role of exogamic clans in the organization of the Zhou polity // Early China. 2000. Vol. 25.
Schaberg D. A Patterned Past: Form and Thought in Early Chinese Historiography. Cambridge (Mass.); L., 2001.
Vogelsang K. Inscriptions and proclamations: on the authenticity of the “gao” chapters in the Book of Documents // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. 2002. Vol. 74.
Wai-yee Li. The Readability of the Past in Early Chinese Historiography. Cambridge (Mass.); L., 2007.