Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2014, 131-157

Возведение курганов и образование государства: Поэтический дискурс

М. Карвер

Автор статьи, основываясь на теории «героического века» Г.М. Чэдвика, рассматривает взаимосвязь между сооружением мемориальных могильных курганов и образованием государств. Чэдвик доказал, что появление сохранившихся до наших дней литературных памятников Северной Европы, особенно эпической поэзии, совпало по времени с крупными идеологическими изменениями в V в. н. э., когда тесная связь с народными обычаями и политеистическим культом уступила тесной связи с отдельными вождями и Одином. Такие народы формировались благодаря не столько этногенезу, сколько «героям». Считается, что появление больших мемориальных могильных курганов можно считать материализацией данного процесса: они служили прославлению ушедших вождей в манере аналогичной поэтическому панегирику. Форма этих курганов и символические украшения находящихся в них предметов говорят об их духовной роли. Их роль в сфере власти выражается в богатстве, размерах и местоположении могильника. Автор приводит примеры длительного политического влияния курганов на их территории: одни курганы сравнивались с землей вместе с находящимся в них телом, другие обновлялись и укреплялись, что, вероятно, свидетельствовало об их непреходящем значении. Особая роль курганов (примером чего служат Япония V века и Америка X века) проявляется в том, что они были местами сходов для принятия решений в присутствии предков. Мемориальные курганы возводились не везде и не во все времена. Они появлялись в особых политических условиях, когда сторонники новых вождей, как правило, преемников, создавали монархию, снабжая ее подходящим прошлым. Такое событие сопровождалось принятием религии, в которой отдельный воин-герой превращался в высшее божество (Óдин). Таким образом, могильный курган служил памятником, историей и святыней для династии, вокруг которой сплачивалась новая нация.

Ключевые слова:
Северная Европа, раннее Средневековье (V–X вв.), места культа, погребальные обряды, курганы, образование государства, идеология
Библиография

Alcock L. Dinas Powys. An Iron Age, Dark Age and early medieval settlement in Glamorgan. Cardiff, 1963.

Anderson A. Recent developments in Japanese prehistory: a review // Antiquity. 1987. Vol. 61. P. 270–281.

Assembly Places and Practices in Medieval Europe / Ed. A. Pantos and S. Semple. Dublin, 2004.

Before Sutton Hoo: the Prehistoric Landscape and Early Anglo-Saxon Cemetery a Tranmer House, Bromeswell, Suffolk / Ed. C. Fern. Norwich (forthcoming).

Bill J. and Daly A. The plundering of the ship graves from Oseberg and Gokstad: an example of power politics // Antiquity. 2012. Vol. 82. P. 808–824.

Böhme H.W. Adelsgräber im Frankenreich. Archäologsche Zeugnisse zur Herausbildung einer Herrenschict unter dem merowingischen Königen // Jahrbuch des Römisch-Germansischen Zentralmuseums. 1993. Bd. 40. S. 397–534.

Bradley R. The Passage of Arms: An archaeological analysis of prehistoric hoards and votive deposits. Cambridge, 1990.

Brusgaard N.Ш. Places of Cult and Spaces of Power (MA diss University of Leiden, 2012).

Campbell J. The impact of the Sutton Hoo discovery on the study of Anglo-Saxon history // Voyage to the Other World. The legacy of Sutton Hoo / Ed. C.B. Kendall and P.S. Wells. Minneapolis, 1992. P. 79–102.

Carver M. Burial as Poetry: the context of treasure in Anglo-Saxon Graves // Treasure in the Medieval West / Ed. E. Tyler. York, 2000. P. 25–48.

Carver M. Sutton Hoo. A seventh century princely burial ground and its context. London, 2005.

Carver M.O.H. Commerce and cult. Confronted ideologies in 5–8th century Europe // Medieval Archaeology (forthcoming).

Carver M.O.H. Sutton Hoo in context // Settimane di Studio del Centro Italiano di studi sull’alto medioevo. 1986. Vol. 32. P. 77–123.

Carver M., Hills C. and Scheschkewitz J. Wasperton: A Roman, British and Anglo-Saxon Community in Central England. Woodbridge, 2009.

Chadwick H.M. The Cult of Othin: An Essay in the Ancient Religion of the North. London, 1899 (online at URL: < http://ru.scribd.com/doc/2906612/The-Cult-of-Othin-by-H-M-Chadwick#scribd >).

Chadwick H.M. The Heroic Age. Cambridge, 1912.

Continuity for Centuries. A ceremonial building and its context at Uppåkra, southern Sweden / Ed. L. Larsson. Uppsala, 2004 (Uppåkrastudier 10).

Crumlin-Pedersen O. Bådgrave og gravbåde på Slusegård. Slusegård-gravpladsen III // Jysk Arkæologisk Selskabs Skrifter. 1991. B. XIV, 3. S. 93–266. 

Darvill T. Tynwald Hill and the ‘things’ of power // Assembly Places and Practices in Medieval Europe / Ed. A. Pantos and S. Semple. Dublin, 2004. P. 217–232.

Edwards N. Early Medieval Inscribed Stones and Stone Sculpture in Wales: Context and Function // Medieval Archaeology. 2001. Vol. 45. P. 15–40.

Eriksen M.H. Between the real and ideal. Ordering, controlling and utilising space in power negotiations – Hall buildings in Scandinavia, 250–1050. Unpublished MA dissertation, University of Oslo, 2010.

Excavations at Helgö XVIII: Conclusions and New Aspects / Ed. B. Arrhenius and U. O’Meadhra. Stockholm, 2011.

Fabech Ch. Reading Society from the Cultural Landscape. South Scandinavia between Sacral and Political Power // The Archaeology of Gudme and Lundeborg. Papers presented at a Conference at Svendborg, October 1991 / Ed. P.O. Nielsen, K. Randsborg and H. Thrane (Arkaeologiske Studier X). Copenhagen, 1994. P. 169–183.

Fabech Ch. and Näsman U. Ritual landscapes and sacral places in the Frist Millennium AD in South Scandinavia // Sacred Sites and Holy Places / Ed. N.S. Walaker and S. Brink. Turnhout, 2013. P. 53–109.

Härke H. Anglo-Saxon immigration and ethnogenesis // Medieval Archaeology. 2011. Vol. 55. P. 1–28.

Hedeager L. Iron Age Myth and Materiality. An archaeology of Scandinavia AD 400–1000. Oxford, 2011.

Herschend F. Beowulf and St Sabas: the tension between the Individual and the Collective in the Germanic society around 500AD // Tor. 1992. Vol. 24. P. 145–164.

Hills C. History and archaeology: the state of play in early medieval Europe // Antiquity. 2007. Vol. 81. P. 191–200.

Hills C. and Lucy S. Spong Hill. Part XI: Chronology and synthesis. Cambridge, 2013.

Holbrook N. and Thomas A. An Early-medieval Monastic Cemetery at Llandough, Glamorgan: Excavations in 1994 // Medieval Archaeology. 2005. Vol. 49. P. 1–92.

Hope-Taylor B. Yeavering: an Anglo-British Centre of Early Northumbria. HMSO, 1977.

Ichinose K. Dai o bo to zenpo koenfun (Tombs of the great kings and keyhole-shaped mounds). Tokyo, 2005.

Jacobsen L., Moltke E. Danmarks runeindskrifter. Kobenhavn, 1941. B. I.

James H. Early Medieval cemeteries in Wales // The Early Church in Wales and the West / Ed. N. Edwards and A. Lane. Oxford, 1992. P. 90–103.

Jørgensen L. Gudme and Tissø. Two magnate complexes in Denmark from the 3rd to the 11th century // Neue Studien zur Sachsenforschung. 2010. Vol. 1. P. 273–286.

Krogh K. The royal Viking Age monuments at Jelling in the light of recent archaeological excavations // Acta Archaeologica. 1982. Vol. 53. P. 183–216.

Mason R.H.P. and Caiger J.G. A History of Japan. Tokyo, 1997.

Milner G.R. The Moundbuilders. Ancient peoples of Eastern North America. London, 2004.

Müller-Wille M. Kongtum und Adel im Spiegel der Grabfunde // Die Franken: Wegbereiter Europas. Mannheim, 1996. S. 206–221.

Müller-Wille M. Monumentale Grabhügel der Völkerwanderszeit in Mittel- und Nordeuropa: Bestand und Deutung // Mare Balticum: Beiträge zur Geschichte des Ostseeraums in Mittelalter und Nuezeit: Festschrift zum 65. Geburtstag von Erich Hoffmann / Hrggb. W. Paravicini (Kieler Historische Studien. Bd. 36). Sigmaringen, 1992. S. 1–20.

Munch G.S, Johansen O.S. and Roesdahl E. Borg in Lofoten. A chieftain’s farm in North Norway. Trondheim, 2003.

Myhre B. Chieftains’ graves and chiefdom territories in South Norway in the Migration period // Studien zur Sachsenforschung. 1987. Vol. 6. P. 169–197.

Näsman U. Scandinavia and the Huns. A source-critical approach to an old question // Fornvännen. 2008. Vol. 103. P. 111–118.

Pantos A. The location and form of Anglo-Saxon Assembly-places; some “moot points” // Assembly Places and Practices in Medieval Europe / Ed. A. Pantos and S. Semple. Dublin, 2004. P. 155–180.

Pearson R. Fifth-century rulers of the Kawachi Plain, Osaka, and early state formation in Japan: some recent publications // Antiquity. 2009. Vol. 83. P. 523–527.

Price N. The Viking Way. Religion and war in Late Iron Age Scandinavia (AUN 31) Uppsala, 2002.

Ramqvist P.H. Högom. Part 1: The excavations 1949–1984. Stockholm, 1992.

Ramqvist P.H., Müller-Wille M. Regionale und überregionale Bedeutung des völkerwanderungszeitlichen Gräberfeldes von Högom, Medelpad, Nordschweden. Ein Vorbericht // Germania. 1988. Bd. 66/1. S. 95–134.

Reynolds A. Anglo-Saxon Deviant Burial Customs. Oxford, 2009.

Roesdahl E. The emergence of Denmark and the reign of Harald Bluetooth // The Viking World / Ed. S. Brink. Oxford, 2008. p. 652–664.

Sacred Sites and Holy Places / Ed. N.S. Walaker and S. Brink. Turnhout, 2013.

Semple S. Locations of assembly in early Anglo-Saxon England // Assembly Places and Practices in Medieval Europe / Ed. A. Pantos and S. Semple. Dublin, 2004. P. 135–154.

Semple S. Perceptions of the Prehistoric in Anglo-Saxon England. Oxford, 2013.

Signals of Belief in Early England: Anglo-Saxon paganism revisited / Ed. M.O.H. Carver, A. Sanmark and S. Semple. Oxford, 2010.

Stocker D. and Everson P. The straight and narrow way; Fenland causeways and the conversion of the landscape in the Witham valley, Lincolnshire // The Cross goes North. Processes of conversion in northern Europe / Ed. M.O.H. Carver. Oxford, 2003. P. 271–288.

The Archaeology of Gudme and Lundeborg. Papers presented at a Conference at Svendborg, October 1991 / Ed. P.O. Nielsen, K. Randsborg and H. Thrane (Arkaeologiske Studier X). Copenhagen, 1994.

Van de Noort R. The context of early medieval barrows in western Europe // Antiquity. 1993. Vol. 67. P. 66–73.