‘Dominus noster rex’ — что означала надпись на вандальских монетах?
Серебряные монеты, выпускавшиеся в королевстве вандалов, представляют собой прекрасный материал для изучения репрезентации королевской власти. Начиная со времен короля Гунтамунда (484–496) на них стали появляться изображения вандальских королей, а не римских императоров, как это было принято ранее, а также новые, не имеющие аналогов легенды. Одна из таких надписей содержит словосочетание “dominus noster rex” (букв. «наш господин король»). Оно представляет интерес как сочетание терминов, традиционно ассоциирующихся, с одной стороны, с императорской властью, а с другой – с властью варварских королей. На первый взгляд, понятие “dominus noster”, входившее в императорскую титулатуру, не должно было оказаться в одном ряду со словом rex, обычно характеризовавшим варварских правителей. В статье предпринята попытка ответить на вопросы, было ли их сочетание в рамках одной формулы случайностью, следствием вольного обращения с терминами, или же сознательным шагом. Понять возможные истоки этого сочетания дает творчество карфагенского поэта Драконция (особенно его произведение “Satisfactio” «Искупление» – панегирик, посвященный королю Гунтамунду), который употребляет именно эту формулу. Карфагенский поэт обращается не только к римской, античной, но и к ветхозаветной традиции, и истоки рассматриваемой формулы могут быть обнаружены и в ней. Появление выражения “dominus noster rex”, скорее всего, не было случайностью; оно отсылает к тексту, автор которого претендовал на формирование политической идеологии и доктрины, истоки которой лежали не только в римской, но и в ветхозаветной традиции.
Библиография
Berndt G., Steinacher R. Minting in Vandal North Africa: coins of the Vandal period in the Coin Cabinet of Vienna’s Kunsthistorisches Museum // Early Medieval Europe, 16 (3). 2008. 252–298.
Biblia sacra Vulgata. Deutsche Biblegesellschaft. Stuttgart, 1983.
Blossius Aemilius Dracontius. Satisfactio ad Gunthamundum regem Wandalorum / Ed. F. Vollmer // MGH, AA, XIV. Berlin, 1905. P. 114–131.
Clover F. M. Felix Carthago // Dumbarton Oakes Papers. Vol. 40. P. 1–16. 1986.
Edwards M.J. Dracontius the African and the Fate of Rome // Latomus. T. 63. Fasc. 1, 2004 (JANVIER–MARS 2004). P. 151–160.
Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l’Espagne wisigothique. Paris. 1959.
Friedlaender J. Die Münzen der Vandalen. Leipzig, 1849.
Garipzanov I. The Symbolic Language of Authority in the Carolingian World (c. 751–877). Leiden; Boston, 2008.
Gillett A. Was Ethnicity Politicized in the Earliest Medieval Kingdoms? // On Barbarian Identity: Critical Approaches to Ethnicity in the Early Middle Ages. Turnhout, 2002. P. 85–121.
Grierson P. Blackburn M. Medieval European Coinage: With a Catalogue of the Coins in the Fitzwilliam Museum, Cambridge. Vol. 1. The Early Middle Ages 5-th –10-th Centuries. Cambridge 1986.
Grierson P. Byzantine Coinage. Washington, 1999.
Hendy M. Studies in the Byzantine Monetary Economy. C. 300–1450. Cambridge, 1985.
Jenks M. Romanitas and Christianitas in the coinage of Theodebert I of Metz // Zeitschrift für antikes Christentum / Journal of Ancient Christianity. Vol. 4, Issue 2, 2000. P. 338–368.
Livermore H.V. The Coinage of the Suevic Period // Essays on Iberian History and Literature. Aldershot, 2000. P. 39–49.
López-Sánchez F. Suevic Coins and Suevic Kings (418—456) // Neglected Barbarians / ed. F. Curta. Turnhout, 2010. P. 503–536.
Obermeier A. The History and Anatomy of Auctorial Self-criticism in the European Middle Ages. Amsterdam, 1999.
Parvis S. Was Ulfi la Really a Homoian // Arianism: Roman Heresy and Barbarian Creed / Еd. by G. Berndt, R. Steinacher. Aldershot, 2014. P. 49–66.
Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII. Leipzig, 1889.
Procopius Caesariensis. De Bellis. London – New-York, 1914–1928. (Loeb Classical Library).
Schetter W. Zur ‘Satisfactio’ des Dracontius // Kaiserzeit und Spätantike. Kleine Schriften 1957–1992. Stuttgart, 1994. P. 379–405.
Scriptores Historiae Augustae. Leipzig 1965/90.
Seneca. De clementia // Moral Essays. Vol. 1. London, 1928.
Sexti Aurelii Victoris Liber de Caesaribus. Leipzig, 1911.
Simons R. Dracontius und der Mythos Christliche Weltsicht und pagane Kultur in der ausgehenden Spätantike. Leipzig, 2005.
Stern K. Inscribing Devotion and Death: Archaeological Evidence for Jewish Populations of North Africa. Leiden; Boston, 2008.
Wolf K.B. Eugene II, Bishop of Toledo // Medieval Iberia: An Encyclopedia / Еd. by E.M. Gerli. New-York; London. 2003.
Wolfram H. Vulfi la pontifex ipseque primas Gothorum minorum, sed non apostolus eorum. Vulfi la, Bishop and Secular Leader of His People but not Their Apostle // Arianism: Roman Heresy and Barbarian Creed / Еd. by G. Berndt, R. Steinacher. Aldershot, 2014. P. 131–145.
Wroth W. Catalogue of the Coins of the Vandals, Ostrogoths and Lombards, and of the Empires of Thessalonica, Nicaea and Trebizond in the British Museum. London, 1911.
Егоров А.Б. Проблемы титулатуры римских императоров // Вестник древней истории. 1988. № 2. C. 161–172.
Марей Е.С. Образ правителя в стихах Евгения Толедского и его параллели с «Книгой приговоров» (Liber Iudiciorum) // Вестник РГГУ. 2012. № 9. С. 24–33.
Никольский И.М. Гейзерих – автократор вандалов: как варварский король получил императорский титул // Цивилизация и варварство: Пограничье как феномен, состояние и культурно-историческое пространство / Отв. ред. В.П. Буданова, О.В. Воробьева. Вып. IV. М., 2015. С. 285–302.
Никольский И.М. Образ идеального правителя в литературе вестготской Испании второй половины VII в. (по данным «Истории короля Вамбы» Юлиана Толедского) // Вестник РГГУ. 2010. № 2 (45). С. 46–63.
Юлиан Толедский. «История короля Вамбы». (Перевод с лат. под ред. О.В. Аурова и К.И. Тасица. Вступительная статья и комментарии И.М. Никольского и О.В. Аурова) // Кентавр / Centaurus. Studia Classica et mediaevalia. Вып. 3. 2006. С. 203–257.
Ярхо В.Н. Античный мир на пороге Средневековья. «Трагедия Ореста» Драконция // Вестник древней истории. 2000. №3, 2000. С. 208–221.