Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2016, 184-195

Оговорка или игра слов? Как христианский историк Лактанций превратил язычников в варваров одним местоимением

И. М. Никольский

В статье на примере сочинения христианского апологета и историка
Луция Фирмиана Лактанция (ок. 260 – ок. 325 гг.) «О смерти гонителей»
(«De mortibus persecutorum») рассматривается проблема эволюции ключе-
вой для самоидентификации римлян терминологии, в частности, развитие
и расширение спектра значений понятия «варвар», в условиях легализа-
ции христианства (Миланский эдикт Константина Великого) и выхода в
связи с этим конфликта между его сторонниками и противниками на но-
вый, более «политизированный» уровень. В достаточно периферийном с
точки зрения сюжета отрывке DMP, в котором описывается смерть импе-
ратора Валериана (253–260), Лактанций дважды подряд употребил одно
и то же местоимение suus («свой»), сначала по отношению к персам, на-
званным ранее «варварами», а потом по отношению к римлянам. В ста-
тье доказывается, что это не было случайной оговоркой, а Лактанций на-
меренно строил фразу таким образом, чтобы в ней получился двойной
смысл, и стремился уравнять варваров-персов с римлянами-язычниками.
В пользу такого предположения приводятся следующие аргументы. Во-
первых, классическая античная традиция, на которую опирался Лактан-
ций, – и греческая, и римская – сформировала не только «этническое»
или «лингвистическое» значение слова «варвар» – как определение чужо-
го по крови или языку – но и выдвинула его как характеристику человека,
чуждого по этическим и ценностным ориентирам. Такие примеры хорошо
известны и по риторическим сочинениям (Демосфен, Цицерон, Квинтил-
лиан), и по античной драме (Еврипид, Аристофан, Менандр), и по поэзии
(Гораций, Овидий). С выходом противостояния христиан и язычников в
политическую плоскость апелляция к варварству как полемический при-
ем рано или поздно должна была затронуть в эту сферу межрелигиозных
отношений. Во-вторых, более ранняя по сравнению с Лактанцием христи-
анская традиция уже намекала на такую возможность – Тертуллиан сето-
* Статья представляет собой расширенный и дополненный, а отчасти перерабо-
танный вариант тезисов, подготовленных к XXVI Чтениям памяти В.Т. Пашуто
(Никольский 2014).
185
вал на то, что римляне-язычники считают римлян-христиан варварами.
В-третьих, регулярные контакты персидского и греко-римского миров,
взаимопроникновение культовых практик (культ Митры в Риме) привели
к тому, что христиане в антиязыческой полемике не видели разницы меж-
ду «своими» римлянами и «чужими» персами. В-четвертых, известен по
крайней мере еще один случай, когда Лактанций, в другом своем произ-
ведении, сравнил язычников с варварами. В-пятых, более поздние авторы
также использовали слово «варвар» как ключевую характеристику оппо-
нентов в спорах о религии – например, Виктор Витенский. Весьма веро-
ятно, что Лактанций стал первым с момента обретения христианством
легального статуса автором, использовавшим изначально «этническую»
или «этнолингвистическую» категорию как риторический прием в межре-
лигиозной полемике – что впоследствии, по мере того как политическая
роль христианства росла, получило развитие как практика.

Ключевые слова:
язычество, христианство, Лактанций, Валериан, римляне, варвары, персы
Библиография

1 Apol. – Justinus. Apologia I // Die ältesten Apologeten. Göttingen, 1915.
S. 26–77.
Буданова В.П. Варвары и варварство в антропологии цивилизаций // Циви-
лизация и варварство. М., 2012. С. 10–46.
Копылов И.А. «Римский миф» и проблема этноконфессиональной само-
идентификации населения вандальской Африки // Диалог со временем:
Альманах интеллектуальной истории. М., 2007. Вып. 21. С. 292–321.
Маринович Л.П. Возникновение и эволюция доктрины превосходства
греков над варварами // Античная цивилизация и варвары. М., 2006.
С. 5–29.
Мосолкин А. В. Понятие barbarus у ранних римских писателей (анализ ис-
точников) // Античный мир и археология. 2002. Вып. 11. С. 47–51.
Никольский И.М. Как язычники превратились в варваров: образ врага у
христиан эпохи заката Римской империи (по данным De mortibus persecutorum
Луция Фирмиана Лактанция) // ВЕДС-XXVI. Язычество и моно-
теизм в процессах политогенеза. М., 2014. С. 202–207.
Никольский И.М. Смерть как средство политической пропаганды: гибель
императора Валериана в описании римских историков // Электронный
научно-образовательный журнал «История». 2015. Т. 6. Вып. 1(34).
[Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей.
URL: http://history.jes.su/s207987840000966-1-2.
Ar. Polit. – Aristotle’s Politica / Ed. W.D. Ross. Oxford, 1957.
Arist. Nub. – Aristophanes. Nubes // Aristophanes. Comoediae / Ed. F.W. Hall
and W.M. Geldart. Oxford, 1907. Vol. 2.
Beck R. The Mysteries of Mithras: A New Account of Their Genesis // The Journal
of Roman Studies. 1998. Vol. 88. P. 115–128.
Cic. Verr. – Cicero. M. Tullius. In Verrem // M. Tulli Ciceronis Orationes. III.
2-nd ed. / Rec. W. Peterson. Oxford, 1917.
Clauss M. Mithras: Kult und Mysterium. Darmstadt, 2012.
Contra Celsum – Origenes. Contra Celsum Libri VIII. Leiden, 2001.
CSEL – Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum.
Dem. – Demosthenis Orationes / Ed. S.H. Butcher. Oxford, 1903.
Dial. – Iustini Martyris Dialogus cum Tryphone / Ed. M. Marcovich (Patristische
Texte und Studien 47). B.; N.Y., 1997.
DMP – Lactantius. De mortibus persecutorum / Ed. & trans. J.L. Creed. Oxford;
N.Y., 1984.
Eur. Tr. – Euripides. Troades // Euripidis Fabulae / Ed. G. Murray. Oxford,
1913. Vol. 2.
Hier. Epist. – St. Eusebii Hieronymi Epistulae (Pars 1. Epistulae 1–70) // CSEL.
Wien; Leipzig, 1910. Vol. 54 / Ed. I. Hilberg.
194
Hor. Carm. – Q. Horatius Flaccus. Carmina // Horace Odes and Epodes / Ed.
Ch.E. Bennett. Boston, 1901. P. 1–157.
Kendeffy G. Lactantius as Christian Cicero, Cicero as Shadow-like Instructor //
Brill’s Companion to the Reception of Cicero / Ed. W.H.F. Altman. Leiden;
Boston, 2015. P. 56–92.
Lact. Div. Inst. – Lactantius. Divinae Institutiones // CSEL. Prag; Wien; Leipzig,
1890. Vol. 19/2 / Ed. S. Brandt.
Men. Ep. – Menander. Epitripontes // Menander / Ed. W.G. Arnott (Loeb Classical
Library). Cambridge, 1979. Vol. 1. P. 379–526.
Ov. Met. – P. Ovidii Nasonis Metamorphoses / Ed. R. Ehwald, E. Rösch. Berlin;
München, 1903/1961; Ed. H. Magnus. Gotha, 1892; Ed. R. Merkel. Leipzig,
1893.
Prosopography of the Late Roman Empire / Eds. A.H.M. Jones, J.R. Martindale,
J. Morris. Cambridge, 1971. Vol. 1.
Quint. – Quintilianus. Institutio Oratoria / Ed. H.E. Butler. Cambridge, 1920.
Vol. 1.
Tert. Apol. – Tertullianus. Apologeticus / Ed. T.R. Glover (Loeb Classical Library).
Cambridge, Mass., 1931.
Tert. De bapt. – Tertullianus. Liber de baptismo / Ed. E. Evans. L., 1964.
Tert. De corona – Tertullianus. De corona / Ed. J. Fountaine. P., 1966.
Tert. De Praescr. Haer. – Tertullianus. De praescriptione haereticorum / Ed. R.F.
Refoulé (Sources Chrétiennes 46). P., 1957.
Tert. vs. Marc. – Tertullianus. Adversus Marcionem / Ed. E. Evans. Oxford,
1972.
Vict. Vit. – Victoris Vitensis Historia Persecutionis Africanae Provinciae Per
Geiserici et Hunirici regum Wandalorum / Ed. K. Halm // MGH AA. B.,
1961. T. 3/1.
Woods D. Lactantius, Valerian and Halophilic Bacteria // Mnemosyne. 2008.
Vol. 61. P. 479–481.