Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2016, 239-252

Концептуализация язычества в миссионерской агиографии латинского Запада и Руси (до XIV в.)

Й. Комендова

Статья посвящена типологическому сравнению концептуализации язы-
чества в раннесредневековой латинской миссионерской агиографии и в
древнерусском Житии Стефана Пермского. В сравнении с латинской тра-
дицией описаний языческих народов в житиях миссионеров рассматрива-
ется описание язычников-пермян в Житии Стефана Пермского Епифания
Премудрого. Несмотря на то, что Епифаний писал свое произведение, не
будучи знаком с латинской миссионерской агиографией, восприятие языч-
ников в Житии Стефана Пермского в целом ряде аспектов полностью укла-
дывается в русло традиций этого жанра, нарративные стратегии которо-
го подчинялись топосам изображения чужих культур идолопоклонников.
Одновременно рассмотрение жития древнерусского миссионера позволяет
сделать вывод о его значительных отличиях от латинских текстов этого
жанра. Уникальной чертой Жития Стефана Пермского является вырази-
тельный образ язычника Пама. Этот названный по имени индивид-языч-
ник выступает в житии в роли антагониста миссионера, как полноправный
персонаж, которому свойствен целый спектр эмоций и идей. Этот яркий
портрет носителя чужой культуры – новаторский авторский ход Епифания
Премудрого, который уникален для всей средневековой миссионерской аги-
ографии. Житие Стефана Пермского – «последнего апостола средневековой
Европы» – является своеобразной вершиной данного жанра.

Ключевые слова:
язычество, миссия, агиография, Древняя Русь, Житие Стефана Пермского, св. Войтех-Адальберт
Библиография

Житие Стефана Пермского / Изд. Г.М. Прохоров // Святитель Стефан Перм-
ский. СПб., 1995. С. 50–263.
Комендова Й. Спор о вере в «Житии Стефана Пермского» в контексте
средневековой миссионерской агиографии // Славяноведение. 2015. № 4.
С. 14–21.
Краткое описание о народе остяцком сочиненное Григорием Новицким в
1715 году. СПб., 1884.
Brunonis Vita quinque fratrum / R. Kade // MGH SS. Hannoverae, 1888.
T. 15/2. S. 709–738.
Brunonův Život sv. Vojtěcha / J. Emler // FRB. 1873. T. 1. S. 266–304.
De S. Adalberto episcopo Pragensi / M. Perlbach // MGH SS. Hannoverae,
1888. T. 15/2. S. 1177–1184.
Graus F. Volk, Herrscher und Heiliger im Reich der Merovinger. Studien zur
Hagiographie der Merovinger. Praha, 1965.
Jana Kanaparia Život sv. Vojtěcha / J. Emler // FRB. 1873. T. 1. S. 235–265.
Komendová J. Světec a šaman. Kulturní kontexty ruské středověké legendy. Praha,
2011.
Komendová J. Od hagiografie k etnografii. Zpráva G.I. Novického o christianizaci
Chantů // Jedinec a evropská společnost od středověku do 19. století.
Olomouc, 2014. S. 97–111.
Magistri Adami Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum / Werner
Trillmich // Quellen des 9. und 10. Jahrhunderts zur Gechichte der hamburgischen
Kirche und des Reiches. B., 1961. S. 135–503.
Padberg L.E. von. Mission und Christianisierung. Formen und Folgen bei Angelsachsen
und Franken im 7. und 8. Jahrhundert. Stuttgart, 1995.
Padberg L.E. von. Die Inszenierung religiöser Konfrontationen. Theorie und
Praxis der Missionspredigt im frühen Mittelalter. Stuttgart, 2003.
Sulpicii Severi De Vita beati Martini liber unus / J.-P. Migne // PL. T. 20.
Col. 159–176.
Utrpení sv. Vojtěcha mučedníka / J. Emler // FRB. 1873. T. 1. S. 231–234.
Verše o utrpení sv. Vojtěcha / J. Emler // FRB. 1873. T. 1. S. 313–334.
Vita Amandi episcopi I / B. Krusch, W. Levison // MGH SRM. Hannoverae;
Lipsiae, 1910. T. 5. S. 431–449.
Vita Anskarii auctore Rimberto / G. Waitz // MGH SRG. Hannoverae, 1884.
Vita et passio sancti Brunonis episcopi et martyris Querfordensis / H. Kauffmann
// MGH SS. Lipsiae, 1934. T. 30/2. S. 1350–1367.
Vita Lebuini antiqua / A. Hoffmeister // MGH SS. Lipsiae, 1934. T. 30/2.
S. 789–795.
Vita Bonifatii auctore Willibaldo / W. Levison // MGH SRG. Hanoverae; Lipsiae,
1905. T. 57. S. 1–58.
Wood I. Missionary Hagiography in the Eight and Ninth Centuries // Ethnogenese
und Überlieferung. Angewandte Methoden der Frühmittelalterforschung.
Wien; München, 1994. S. 189–199.