Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2022, 16-42

Бог без семьи? Родственные связи Христа и их представление в произведениях Григория Турского

Ю. Е. Вершинина

Нижегородский гос. университет имени Н. И. Лобачевского

 

Ссылка для цитирования: Вершинина Ю.Е. Бог без семьи? Родственные связи Христа и их представление в произведениях Григория Турского // Древнейшие государства Восточной Европы. 2022 год: Роль религии в формировании социокультурных практик и представлений / Отв. ред. тома Е.В. Литовских, Е.А. Мельникова. М.: ГАУГН-Пресс, 2022. С. 16–42.

 

DOI: 10.32608/1560-1382-2022-43-16-42

 

Аннотация: Настоящая статья посвящена реконструкции представлений о родственных связях Иисуса Христа в исторических и житийных произведениях, а также повествованиях о чудесах Григория Турского – одного из крупнейших писателей раннего Средневековья. В работе предпринимается попытка анализа терминологической составляющей отражения родственных связей Бога-Сына, а именно, устанавливается какие слова использовались для обозначения его «земных» и «небесных» родственников. Нами было установлено, что, описывая взаимоотношения внутри «земной» семьи Иисуса, Григорий Турский старался не прибегать к терминам родства. Изображая же отношения Христа с Богом-Отцом, в подавляющем большинстве случаев он использовал только их. Последнее вольно или невольно приводило к переносу представлений о взаимоотношениях между «земными» отцами и сыновьями на взаимоотношения между Богом-Отцом и Богом-Сыном. Таким образом, использование терминов родства могло влиять на восприятие и толкование Священного Писания и способствовать появлению таких ересей, как арианство, ложность которого Григорий Турский доказывал в своих трудах. Турский епископ подчеркивал, что в случае с Богом-Отцом и Богом-Сыном термины родства указывают лишь на способ установления отношений, а не порядок их возникновения или их сущность. Также в статье реконструируются образы родственников Иисуса и их роль в его жизни с точки зрения Григорий Турского. Устанавливается, что члены «земной» семьи Христа у турского епископа фактически не участвовали в жизни Бога-Сына. Его мать появлялась рядом с ним только в моменты его рождения и смерти. При этом, Мария изображается не как мать, а как святая, пассивная при жизни, но творящая чудеса после смерти. Сводный брат Христа Иаков является его верным учеником и последователем, но не введет себя как родственник. Таким образом, хотя у Иисуса в произведениях Григория Турского и были родственники, по сути, он был лишен семьи. Кроме того, делается попытка установить, как на восприятие родственных связей Христа турским епископом повлияли представления об отношениях между родственниками, сложившиеся во Франкии VI в. В частности, устанавливается, что «земная» семья Христа не полностью соответствовала взглядам ни на «обыкновенный» (в браке у женщины был ребенок, но не ребенка мужа), ни на «идеальный» (брак был «непорочным», но в нем родился ребенок) брак, господствовавшим во франкском обществе VI в. Все эти соображения могли помешать Григорию Турскому использовать истории из «семейной» жизни Иисуса Христа (если он и знал их) в дидактических целях в качестве эталона родственного поведения христиан. Полемика Григория Турского с еретиками анализируется нами с целью установить, насколько его представления о родственных отношениях Христа разделялись его современниками. У последних, вероятно, существовали некоторые сомнения относительно божественности Бога-Сына, поскольку в своих сочинениях Турский епископ постоянно провозглашает равенство Бога-Отца и Бога-Сына и подчеркивает непорочность Девы Марии, которую она сохранила как после зачатия, так и после Рождества Христова. Кроме того, делается попытка выявления жанровых особенностей изображения семейных связей Иисуса в различных по характеру нарративах, созданных турским епископом. Нами было установлено, что повествования о чудесах и жития святых, которые, вероятно, предназначались их автором в первую очередь для католиков, твердо веровавших в равенство Бога-Отца и Бога-Сын, не содержат подробных описаний взглядов автора на отношения между Богом Отцом и Богом Сыном. В то же время «История франков», по всей видимости, была нацелена на более широкую аудиторию, включая ариан или людей, которые все еще сомневались в учении католической церкви, в связи с чем, вероятно, в нее и были включены главы, в которых подробно излагался католический взгляд на различные аспекты отношений Христа и его родственников.

Ключевые слова:
родство, Бог-Отец, Бог-Сын, Иисус Христос, Богоматерь, Григорий Турский, «История франков», раннее Средневековье
Библиография

Вершинина Ю.Е., Маслов А.Н. К вопросу о переживании родственных связей в период раннего Средневековья (на примере концептов germanus, frater и fraternitas в исторических сочинениях Григория Турского, Беды Достопочтенного и Павла Диакона) // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2015. № 3. С. 3749. [Vershinina Yu.E., Maslov A.N. K voprosu o perezhivanii rodstvennyh svyazej v period rannego Srednevekov'ya (na primere konceptov germanus, frater i fraternitas v istoricheskih sochineniyah Grigoriya Turskogo, Bedy Dostopochtennogo i Pavla Diakona) (On the Issue of Experiencing Family Ties in the Early Middle Ages (on the Example of the Concepts germanus, frater and fraternitas in the Historical Writings of Gregory of Tours, Bede the Venerable and Paul the Deacon)) // Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Nizhnij Novgorod, 2015. № 3. S. 37–49.]

Григорий Турский. История франков / Пер. с лат. и коммент. В.Д. Савукова. М.: Наука, 1987. 462 с. [Grigoriy Turskiy. Istoriya frankov (Gregory of Tours. History of the Franks) / Per. s lat. i komment. V.D. Savukova. Moscow: Nauka, 1987. 462 s.]

Григорий Турский. Книга о чудесах блаженного апостола Андрея / Пер. с лат. М.АТимофеева // Альфа и Омега. 1999. № 3(21). С. 214–242. [Grigoriy Turskiy. Kniga o chudesah blazhennogo apostola Andreya (Gregory of Tours. The Book about the Miracles of the blessed Apostle Andrew) / Per. s lat. M.A. Timofeeva // Al’fa i Omega. 1999. № 3(21). S. 214–242.]

Григорий Турский. Страдание семи святых мучеников, в Эфесе почивших, переведенное на латынь Георгием Флоренцием (Григорием, епископом Турским) / Пер. с лат. М.А. Тимофеева // Альфа и Омега. 1998. № 3(17). С. 175–180. [Grigoriy Turskiy. Stradanie semi svyatyh muchenikov, v Efese pochivshih, perevedennoe na latyn' Georgiem Florenciem (Grigoriem, episkopom Turskim) (Gregory of Tours. The Suffering of the Seven Holy Martyrs who died in Ephesus, translated into Latin by George Florence (Gregory, Bishop of Tours)) / Per. s lat. M.A. Timofeeva // Al’fa i Omega. 1998. № 3(17). S. 175180.]

Ефремова Ю.А. Трактат Григория Турского «Расчет движения звезд» как исторический источник // Средние века. 2010. Вып. 71 (3–4). С. 145–157. [Efremova Yu.A. Traktat Grigoriya Turskogo “Raschet dvizheniya zvezd” kak istoricheskij istochnik (Treatise of Gregory of Tours “Calculation of the Motion of the Stars” as a Historical Source) // Sredniye veka. Vyp. 71 (3–4). 2010. S. 145–157.]

Савукова В.Д. Григорий Турский и его сочинение // Григорий Турский. История франков. М.: Наука, 1987. С. 321–350. [Savukova V.D. Grigorii Turskii i ego sochinenie (Gregory of Tours and his Composition) // Gregorius Turonensis. Istoriya frankov. Moscow: Nauka, 1987. S. 321–350.]

Atkinson C.W. The Oldest Vocation. Christian Motherhood in the Middle Ages. Ithaca; New York, 1991.

Dailey E.T. Queens, Consorts, Concubines: Gregory of Tours and Women of the Merovingian Elite. Leiden; Boston, 2015.

Goffart W. The Narrators of Barbarian History (A.D. 550–800): Jordanes, Gregory of Tours, Bede, and Paul the Deacon. Notre Dame, 2005.

Gregorii Episcopi Turonensis. Historiarum Libri X / Hrsg. von B. Krusch et W. Levison (MGH SS rer. Merov.; V.1.1). Hannoverae, 1951. P. 1–537.

Gregorii Episcopi Turonensis. Liber in gloria martyrum / Hrsg. von B. Krusch (MGH SS rer. Merov.; V.1.2). Hannoverae, 1969. P. 34–111.

Gregorii Episcopi Turonensis. De passione et virtutibus sancti Iuliani martyris / Hrsg. von B. Krusch (MGH SS rer. Merov.; V.1.2). Hannoverae, 1969. P. 112–133.

Gregorii Episcopi Turonensis. De virtutibus sancti Martini episcopi / Hrsg. von B. Krusch (MGH SS rer. Merov.; V.1.2). Hannoverae, 1969. P. 133–210.

Gregorii Episcopi Turonensis. Liber vitae partum / Hrsg. von B. Krusch (MGH SS rer. Merov.; V.1.2). Hannoverae, 1969. P. 211–283.

Gregorii Episcopi Turonensis. Liber in gloria confessorum / Hrsg. von B. Krusch (MGH SS rer. Merov.; V.1.2). Hannoverae, 1969. P. 284–370.

Gregorii Episcopi Turonensis. Liber de miraculis beati Andreae apostoli / Hrsg. von B. Krusch (MGH SS rer. Merov.; V.1.2). Hannoverae, 1969. P. 371–395.

Gregorii Episcopi Turonensis. Passio sanctorum martyrum septem dormientium apud Ephesum / Hrsg. von B. Krusch (MGH SS rer. Merov.; V.1.2). Hannoverae, 1969. P. 396–403.

Heinzelmann M. Gregory of Tours: History and Society in the Sixth Century. Cambridge, 2001.

Heinzelmann M. Gregory of Tours: The Elements of a Biography // A Companion to Gregory of Tours / Ed. by A.C. Murray. Leiden; Boston, 2015. P. 7–34.

Krusch B. Georgii Florentii Gregorii episcopi Turonensis libri octo miraculorum / Hrsg. von B. Krusch (MGH SS rer. Merov.; V.1.2). Hannoverae, 1969. P. 1–370.

Réal I. Vies de saints, vie de famille: Representation et systeme de la parente dans le royaume merovingien (481–751) d'apres les sources hagiographiques. Turnhout, 2001.

Theis L. Saints sans famille? Quelques remarques sur la famille dans le monde franc à travers les sources hagiographiques // Revue Historique. 1976. T. 255, fasc. 1 (517). P. 3–20.

Van Dam R. Different Saints, Different Cults // Saints and Their Miracles in Late Antique Gaul. Princeton, 1993. P. 1150.