Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2022, 61-74

Гудрун, первая исландская монахиня

Е. В. Литовских

Представительницу родовой знати Гудрун, дочь Освивра (973–1008), принято считать первой исландкой, принявшей монашеский постриг (она совершила это одновременно или вскоре после провозглашения христианства на острове в 1000 г.), хотя об этом ее статусе нет никаких подтверждающих документальных свидетельств, а упоминается только в одном средневековом нарративном источнике – «Саге о людях из Лососьей Долины». О ее монашеской деятельности практически ничего неизвестно. Намного больше Гудрун знаменита своими любовными приключениями, описанными в той же родовой саге и легшими в основу ее сюжета. Небезосновательно считается, что Гудрун спровоцировала цепь событий, в результате которых один побратим, Болли, сын Торлейка, убил другого, Кьяртана, сына Олава Павлина. Описанное в саге поведение Гудрун на протяжении всей ее жизни скорее соответствует стереотипным саговым женским образам, чем христианским этическим клише и законам житийного повествования. Однако косвенная информация позволяет хотя бы частично пролить свет и на духовный аспект жизни Гудрун. С наибольшей степенью вероятности можно предположить, что она не принимала отшельнических обетов, а была анахореткой и до самой смерти жила на своем хуторе Хельгафетль, где совместными усилиями Гудрун и ее последнего мужа Торкеля была возведена одна из самых крупных и известных исландских церквей того периода. На этом хуторе как раз и был основан первый женский монастырь в Исландии, а сам он в дальнейшем стал одним из культурных и религиозных центров страны.

Ключевые слова:
исландские родовые саги, источниковедение, монашество, Гудрун Освиврсдоттир, «Сага о людях из Лососьей Долины», Хельгафетль
Библиография

 

Литовских Е.В. Мастерская Стурлы Тордарсона: устные и письменные источники Sturlubók // ДГ. 2017–2018 годы: Ранние формы и функции письма / Отв. ред. тома Т.В. Гимон. М., 2019. С. 196–215. [Litovskikh E.V. Masterskaya Sturly Tordarsona: ustnyye i pismennyye istochniki Sturlubók (Sturla Þorðarsons Workshop: Oral and Written Sources of Sturlubók) // Drevneyshiye gosudarstva Vostochnoy Yevropy. 2017–2018 gody: Ranniye formy i funktsii pis’ma / Ed. by T.V. Guimon. Мoscow, 2019. S. 196–215.]

Литовских Е.В. Цели создания второй редакции Landnámabók // ЭНОЖ (Электронный научно-образовательный журнал) «История». 2020. Вып. 6 (92) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: https://history.jes.su/S207987840009903-2- [Litovskikh E.V. Tseli sozdaniya vtoroy redaktsii Landnámabók (Objectives of the Second Edition of Landnámabók) // Elektronnyy nauchno-obrazovatelnyy zhurnal Istoriya”. 2020. Vyp. 6 (92). S. 196–215.]

Auerbach L. Female Experience and Authorial Intention in Laxdæla Saga // Saga-Book. 19982001. Vol. XXV (I). P. 3052.

Brennu-Njáls saga / Einar Ólafur Sveinsson gaf út (ÍF; XII). Reykjavík, 1954.

Coroban C. Ideology and Power in Norway and Iceland 1150–1256. Cambridge, 2018.

Egeler M. A Retrospective Methodology for Using Landnámabók as a Source for the Religious History of Iceland? Some Questions // The Retrospective Method Network. № 10. Summer 2015. Between Text and Practice: Mythology, Religion ans Research. P. 78–92.

Drever J. The Psychology of Laxdælasaga // Saga-Book. 19371945. Vol. XII. P. 106118.

Hallberg P. Íslendinga saga och Egla, Laxdæla, Eybyggja, Njála, Grettla // Maal og minne. 1965. B. 2. S. 89–105.

Heller R. Laxdæla saga und Landnámabók // ANF. 1974. Bd. 89. S. 81145.

Heller R. Literarischen Schaffen in der Laxdæla saga. Halle, 1960.

Hrafnhildur Helga Halldórsdóttir. Einsetulifnaður á Íslandi. Reykjavík, 2014.

Íslendingabók. Landnámabók / Jakob Benediktsson gаf út (ÍF; 1). Reykjavík, 1968.

Islandske annaler indtil 1578 / Udg. ved G. Storm. Christiania: Grøndahl, 1888.

Jón Jónsson. Um klaustrin á Íslandi, Flateyjar- og Helgafellsklaustur // Tímarit Hins íslenzka bókmenntafélags. 1887. T. 8. Bls. 174–265.

Jón Stefánsson. Leiði Guðrúnar Ósvífrsdóttur // Árbók hins íslenzka fornleifafélag. 1898. Bls. 39–40.

Landnámabók: Ljósprentun handrita / Jakob Benediktsson gaf út (Íslenzk Handrit. Ser. In folio. Bd. 3). Reykjavík, 1974.

Laxdælа saga / Einar Ólafur Sveinsson gaf út (ÍF; V). Reykjavík, 1934.

Madelung A.M.A. The Laxdæla Saga: Its Structural Patterns (Studies in the Germanic languages and literatures; 74). Michigan, 1972.

McTurk R.W. Guðrún Ósvífrsdóttir: An Icelandic Wife of Bath? // Sagnaheimur. Studies in honour of Hermann Pálsson / Ed. by Ásdís Egilsdóttir and R. Simek. Wien, 2001. P. 175194.

Schier K. Sagaliteratur. Stuttgart, 1970.

Sverrir Tómasson. Laxdæla saga // Medieval Scandinavia. An Encyclopedia / Ed. by Ph. Pulsano et al. New York; London, 1993. P. 387–388.

Taylor A.R. Laxdæla saga and Author Involvement in the Icelandic Sagas (Leeds Studies in English; 7). Leeds, 1974. P. 1521.

Wellendorf J. The Interplay of Pagan and Christian Traditions in Icelandic Settlement Myths // JEGP. 2010. Vol. 109. P. 1–21.