Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2022, 61-74

Гудрун, первая исландская монахиня

Е. В. Литовских

Государственный академический университет гуманитарных наук

 

Источник финансирования: Статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2020-0001 «Историко-культурные традиции и ценности в контексте глобальной истории»).

 

Ссылка для цитирования: Литовских Е.В. Гудрун, первая исландская монахиня // Древнейшие государства Восточной Европы. 2022 год: Роль религии в формировании социокультурных практик и представлений / Отв. ред. тома Е.В. Литовских, Е.А. Мельникова. М.: ГАУГН-Пресс, 2022. С. 61–74.

 

DOI: 10.32608/1560-1382-2022-43-61-74

 

Аннотация: Представительницу родовой знати Гудрун, дочь Освивра (973–1008), принято считать первой исландкой, принявшей монашеский постриг (она совершила это одновременно или вскоре после провозглашения христианства на острове в 1000 г.), хотя об этом ее статусе нет никаких подтверждающих документальных свидетельств, а упоминается только в одном средневековом нарративном источнике – «Саге о людях из Лососьей Долины». О ее монашеской деятельности практически ничего неизвестно. Намного больше Гудрун знаменита своими любовными приключениями, описанными в той же родовой саге и легшими в основу ее сюжета. Небезосновательно считается, что Гудрун спровоцировала цепь событий, в результате которых один побратим, Болли, сын Торлейка, убил другого, Кьяртана, сына Олава Павлина. Описанное в саге поведение Гудрун на протяжении всей ее жизни скорее соответствует стереотипным саговым женским образам, чем христианским этическим клише и законам житийного повествования. Однако косвенная информация позволяет хотя бы частично пролить свет и на духовный аспект жизни Гудрун. С наибольшей степенью вероятности можно предположить, что она не принимала отшельнических обетов, а была анахореткой и до самой смерти жила на своем хуторе Хельгафетль, где совместными усилиями Гудрун и ее последнего мужа Торкеля была возведена одна из самых крупных и известных исландских церквей того периода. На этом хуторе как раз и был основан первый женский монастырь в Исландии, а сам он в дальнейшем стал одним из культурных и религиозных центров страны.

Ключевые слова:
исландские родовые саги, источниковедение, монашество, Гудрун Освиврсдоттир, «Сага о людях из Лососьей Долины», Хельгафетль
Библиография

 

Литовских Е.В. Мастерская Стурлы Тордарсона: устные и письменные источники Sturlubók // ДГ. 2017–2018 годы: Ранние формы и функции письма / Отв. ред. тома Т.В. Гимон. М., 2019. С. 196–215. [Litovskikh E.V. Masterskaya Sturly Tordarsona: ustnyye i pismennyye istochniki Sturlubók (Sturla Þorðarsons Workshop: Oral and Written Sources of Sturlubók) // Drevneyshiye gosudarstva Vostochnoy Yevropy. 2017–2018 gody: Ranniye formy i funktsii pis’ma / Ed. by T.V. Guimon. Мoscow, 2019. S. 196–215.]

Литовских Е.В. Цели создания второй редакции Landnámabók // ЭНОЖ (Электронный научно-образовательный журнал) «История». 2020. Вып. 6 (92) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: https://history.jes.su/S207987840009903-2- [Litovskikh E.V. Tseli sozdaniya vtoroy redaktsii Landnámabók (Objectives of the Second Edition of Landnámabók) // Elektronnyy nauchno-obrazovatelnyy zhurnal Istoriya”. 2020. Vyp. 6 (92). S. 196–215.]

Auerbach L. Female Experience and Authorial Intention in Laxdæla Saga // Saga-Book. 19982001. Vol. XXV (I). P. 3052.

Brennu-Njáls saga / Einar Ólafur Sveinsson gaf út (ÍF; XII). Reykjavík, 1954.

Coroban C. Ideology and Power in Norway and Iceland 1150–1256. Cambridge, 2018.

Egeler M. A Retrospective Methodology for Using Landnámabók as a Source for the Religious History of Iceland? Some Questions // The Retrospective Method Network. № 10. Summer 2015. Between Text and Practice: Mythology, Religion ans Research. P. 78–92.

Drever J. The Psychology of Laxdælasaga // Saga-Book. 19371945. Vol. XII. P. 106118.

Hallberg P. Íslendinga saga och Egla, Laxdæla, Eybyggja, Njála, Grettla // Maal og minne. 1965. B. 2. S. 89–105.

Heller R. Laxdæla saga und Landnámabók // ANF. 1974. Bd. 89. S. 81145.

Heller R. Literarischen Schaffen in der Laxdæla saga. Halle, 1960.

Hrafnhildur Helga Halldórsdóttir. Einsetulifnaður á Íslandi. Reykjavík, 2014.

Íslendingabók. Landnámabók / Jakob Benediktsson gаf út (ÍF; 1). Reykjavík, 1968.

Islandske annaler indtil 1578 / Udg. ved G. Storm. Christiania: Grøndahl, 1888.

Jón Jónsson. Um klaustrin á Íslandi, Flateyjar- og Helgafellsklaustur // Tímarit Hins íslenzka bókmenntafélags. 1887. T. 8. Bls. 174–265.

Jón Stefánsson. Leiði Guðrúnar Ósvífrsdóttur // Árbók hins íslenzka fornleifafélag. 1898. Bls. 39–40.

Landnámabók: Ljósprentun handrita / Jakob Benediktsson gaf út (Íslenzk Handrit. Ser. In folio. Bd. 3). Reykjavík, 1974.

Laxdælа saga / Einar Ólafur Sveinsson gaf út (ÍF; V). Reykjavík, 1934.

Madelung A.M.A. The Laxdæla Saga: Its Structural Patterns (Studies in the Germanic languages and literatures; 74). Michigan, 1972.

McTurk R.W. Guðrún Ósvífrsdóttir: An Icelandic Wife of Bath? // Sagnaheimur. Studies in honour of Hermann Pálsson / Ed. by Ásdís Egilsdóttir and R. Simek. Wien, 2001. P. 175194.

Schier K. Sagaliteratur. Stuttgart, 1970.

Sverrir Tómasson. Laxdæla saga // Medieval Scandinavia. An Encyclopedia / Ed. by Ph. Pulsano et al. New York; London, 1993. P. 387–388.

Taylor A.R. Laxdæla saga and Author Involvement in the Icelandic Sagas (Leeds Studies in English; 7). Leeds, 1974. P. 1521.

Wellendorf J. The Interplay of Pagan and Christian Traditions in Icelandic Settlement Myths // JEGP. 2010. Vol. 109. P. 1–21.