Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2022, 127-141

Миссионерская деятельность крымских епархий в эпоху раннего средневековья

Ю. М. Могаричев

Институт археологии Крыма РАН

 

Ссылка для цитирования: Могаричев Ю.М. Миссионерская деятельность крымских епархий в эпоху раннего средневековья // Древнейшие государства Восточной Европы. 2022 год: Роль религии в формировании социокультурных практик и представлений / Отв. ред. тома Е.В. Литовских, Е.А. Мельникова. М.: ГАУГН-Пресс, 2022. С. 127–141.

 

DOI: 10.32608/1560-1382-2022-43-127-141

 

Аннотация: На Крымском полуострове в период раннего средневековья источники зафиксировали деятельность пяти христианских епархий. Древнейшие – Боспорская и Херсонская, очевидно, были образованы в IV в. Появление Сугдейской, вероятнее всего, следует датировать серединой VIII в., Готской – концом VIII – началом IX в. Образование Фульской епархии, очевидно, относится к началу X в. Свидетельства о миссионерской деятельности крымских епархий, фрагментарны и, в основном, касаются херсонской. Херсон уже в раннем средневековье стал главным византийским городом на Крымском полуострове и центром имперского влияния в Северном Причерноморье. Известно, что в задачу херсонского иерарха входило христианское просвещение населения соседней страны Дори (Южный и Юго-Западный Крым). Через херсонского епископа, согласно письмам константинопольского патриарха Николая Мистика, Византия пыталась осуществить мероприятия по организации жизни христианских приходов в Хазарии. В отношении миссионерской деятельности Боспорской епархии прямые источники отсутствуют. Скорее всего, это молчание, во многом, связано с тем, что территория епархии периодически попадала под власть неприятеля, соответственно, выходила из-под непосредственного контроля Константинополя. В отношении Готской епархии отметим «крымский пласт» так называемой нотиции Де Боора (NotIII по Ж. Даррузе). По мнению большинства современных авторов, NotIII, вероятно, относится к IX в. и представляет из себя нереализованный проект, или его черновой набросок, по охвату Хазарского каганата системой христианских епархий. Несмотря на имеющиеся в историографии различные интерпретации данных NotIII, авторами проекта предполагалось, что Готская епархия, которая должна была быть повышена до статуса митрополии, являлась центром по христианскому просвещению в Хазарском каганате. Миссионерская деятельность сугдейских иерархов получила некоторое отражение в Житии Стефана Сурожского. Фульская епархия является наименее обеспеченной источниковой базой среди крымских средневековых церковных административно-территориальных образований. В отношении проведения там миссионерской деятельности имеется всего два косвенных свидетельства (Житие Иоанна Готского, Пространное Житие Константина Философа). Таким образом, дошедшие до нас источники сохранили свидетельства о деятельности по христианскому просвещению иных народов только в отношении Херсонской епархии. Это объясняется тем, что Херсон являлся центром византийского влияния на Крымском полуострове и, соответственно, миссионерские миссии поручались именно херсонским епископам.

Ключевые слова:
Византия, Хазария, Крым, Херсон, Боспор, Готия, митрополия, епархия
Библиография

 

Айбабин А.И. Крым в VI–VII вв. // История Крыма. Т. 1 / Отв. ред. А.В. Юрасов. М.: Кучково поле, 2019. С. 227–233. [Ajbabin A.I. Krym v VIVII vv. (Crimea in the VIVII centuries) // Istoriya Kryma. V. 1 / Otv. red. A.V. Yurasov. Moscow: Kuchkovo pole, 2019. Р. 227–233.]

Байер Х.-Ф. История Крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. Екатеринбург, 2001. [Bajer H.-F. Istoriya Krymskih gotov kak interpretaciya Skazaniya Matfeya o gorode Feodoro (History of Crimean Goths as the Interpretation of Matthews Story of Theodoro City). Ekaterinburg, 2001.]

Виноградов А.Ю. Где крестился князь Владимир? Новые источники и новые версии // Русь эпохи Владимира Великого: государство, церковь, культура / Отв. ред. Н.А. Макаров, А.В. Назаренко. М.: Древности севера, 2017. С. 58–68. [Vinogradov A.Yu. Gde krestilsya knyaz’ Vladimir? Novye istochniki i novye versii (Where Prince Vladimir was baptized? New Sources and Theories) // Rusepohi Vladimira Velikogo: gosudarstvo, cerkov’, kultura / Otv. red. N.A. Makarov, A.V. Nazarenko. Moscow: Drevnosti severa, 2017. S. 58–68.]

Гадло А.В. Византийские свидетельства о Зихской епархии как источник по истории Северо-Восточного Причерноморья // Из истории Византии и византиноведения / Ред. Г.Л. Курбатов. Л., 1991. С. 93–106. [Gadlo A.V. Vizantijskie svidetel’stva o Zihskoj eparhii kak istochnik po istorii Severo-Vostochnogo Prichernomor’ya (The Byzantine Evidences of Zikhian Eparchy as Source of History of North-East Black Sea Region) // Iz istorii Vizantii i vizantinovedeniya / Red. G.L. Kurbatov. Leningrad, 1991. S. 93–106.]

Иванов С.А. Византийское миссионерство. Можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003. [Ivanov S.A. Vizantijskoe missionerstvo. Mozhno li sdelat' iz varvarahristianina? (The Byzantine Missionary Work: Is it possible to make a Christian out of “Barbarian”?). Moscow, 2003.]

Константин Багрянородный. Об управлении империей / Под ред. Г.Г. Литаврина и А.П. Новосельцева. М.: Наука, 1991. [Konstantin Bagryanorodnyj. Ob upravlenii imperiej (Constantine Porhyrogenitus. De administrando imperio) / Ed. by G.G. Litavrin, A.P. Novoseltsev. Moscow: Nauka, 1991.]

Могаричев Ю.М. Крымская Готия в IIIVIII вв. // Очерки истории христианских цивилизаций. М.: Росспэн, 2019a. Т. 1. От зарождения до арабских завоеваний. Кн. 1. Ч. 1–3. С. 430–436. [Mogarichev Yu.M. Krymskaya Gotiya v IIIVIII vv. (Crimean Gothia in the IIIVIII centures) // Ocherki istorii hristianskih civilizacij. Moscow: Rosspen, 2019a. T. 1. Ot zarozhdeniya do arabskih zavoevanij. Kn. 1. Ch. 3. S. 430–436.]

Могаричев Ю.М. Хазария без хазар и хазары без Хазарии: еще раз о локализации Хазарии в XI в. // История и археология Крыма. Симферополь, 2019б. Т. X. С. 268–277. [Mogarichev Yu.M. Hazariya bez hazar i hazary bez Hazarii: eshche raz o lokalizacii Hazarii v XI v. (Khazaria without the Khazars and the Khazars without Khazaria: Revisiting the Localization of Khazaria in 11th century) // Istoriya i arheologiya Kryma. Simferopol, 2019b. T. X. S. 268–277.]

Могаричев Ю.М. К вопросу о времени и обстоятельствах появления проекта «Готская митрополия» (Not. III) // ДГ, 2021 год: Восточная Европа и мир ислама. К юбилею Т.М. Калининой. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2021. С. 368–383. [Mogarichev Yu.M. K voprosu o vremeni i obstoyatelstvah poyavleniya proekta Gotskaya mitropoliya” (Not. III) (On Appearance Time and Circumstances of Project “Gothic Methropolia” (Not. III)) // Drevnejshie gosudarstva Vostochnoj Evropy, 2021 god: Vostochnaya Evropa i mir islama. K yubileyu T.M. Kalininoj. M.: Universitet Dmitriya Pozharskogo, 2021. S. 368–383.]

Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Шапошников А.К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». Симферополь: Антиква, 2007. [Mogarichev Yu.M., Sazanov A.V., Shaposhnikov A.K. Zhitie Ioanna Gotskogo v kontekste istorii Kryma hazarskogo perioda (The Life of John of Gothia within the Context of the Crimean History in the “Khazar Period”) . Simferopol: Antikva, 2007.]

Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Степанова Е.В., Шапошников А.К. Житие Стефана Сурожского в контексте истории Крыма иконоборческого времени. Симферополь: Антиква, 2009. [Mogarichev Yu.M., Sazanov A.V., Stepanova E.V., Shaposhnikov A.K. Zhitie Stefana Surozhskogo v kontekste istorii Kryma ikonoborcheskogo vremeni (The Life of Stephen of Sougdaia within the Context of the Crimean History in the Iconoclastic Period). Simferopol: Antikva, 2009.]

Могаричев Ю.М., Сазанов А.В. Крымская Хазария X–XI вв. Хазарский анклав в Крыму или историографический миф (исторический аспект) // ХA. 2012. Т. 10. С. 122–145. [Mogarichev Yu.M., Sazanov A.V. Krymskaya Hazariya XXI vv. Hazarskij anklav v Krymu ili istoriograficheskij mif (istoricheskij aspekt) (Crimean Khazaria XXI c. Was it Khazarian Enclave or it wos a Historical Myth (Historical Contest)) // Hazarskij almanah. 2012. T. 10. S. 122–145.]

Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Сорочан С.Б. Крым в «хазарское» время (VIII середина вв.): вопросы истории и археологии. М.: Неолит, 2017. [Mogarichev Yu.M., Sazanov A.V., Sorochan S.B. Krym v hazarskoe vremya (VIII – seredina X vv.): voprosy istorii i arheologii (Crimea at “Khazar period” (VIIIth – middle Xth centuries): Problems of History and Archeology). Moscow: Neolit, 2017.]

Могаричев Ю.М., Шапошников А.К. К истории Боспорской епархии IVIX вв. // История и археология Крыма. Симферополь, 2020. Т. XII. С. 209–220. [Mogarichev Yu.M., Shaposhnikov A.K. K istorii Bosporskoj eparhii IVIX vv. (On History of the Bosphorian Eparchy in 49th centuries) // Istoriya i arheologiya Kryma. Simferopol, 2020. T. XII. S. 209220.]

Подосинов А.В. Восточная Европа в римской картографической традиции. М.: Индрик, 2002. [Podossinov A.V. Vostochnaya Evropa v rimskoj kartograficheskoj tradicii (Eastern Europe in the Roman Cartographic tradition). Moscow: Indrik, 2002.]

Продолжатель Феофана / Перев. Я.И. Любарского. М.: Наука, 1992. [Prodolzhatel’ Feofana (The Continuatio Theophanis) / Transl. Ya.I. Lyubarskiy. Moscow: Nauka, 1992.]

Прокопий Кесарийский. Война с Готами. О постройках / Перев. С.П. Кондратьева. М.: Арктос, 1996. [Prokopij Kesarijskij. Vojna s Gotami. O postrojkah (Githic War. On Buildings) / Transl. S.P. Kondrat’ev, Moscow: Arktos, 1996.]

Сорочан С.Б. Византийский Херсон в письмах Николая Мистика // ХA. Т. 10. 2012. С. 179–201. [Sorochan S.B. Vizantijskij Herson v pis’mah Nikolaya Mistika (Byzantian Cherson in the Letters of Nykolai Mysticos) // Hazarskij al’manah. T. 10. 2012. S. 179–201.]

Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. М.: Наука, 1981. [Florya B.N. Skazaniya o nachale slavyanskoj pis'mennosti (The Tales of Beginning of Slavic Writings). Moscow: Nauka, 1981.]

Цукерман К. О происхождении двоевластия у хазар и обстоятельствах их обращения в иудаизм // МАИЭТ. Вып. IX. Симферополь, 2002. С. 521–534. [Zukerman K. O proiskhozhdenii dvoevlastiya u hazar i obstoyatelstvah ih obrashcheniya v iudaizm (On the Origin of the Khazar Diarchy and the Circumstances Khazarias Conversion to Judaism) // Materialy po arheologii, istorii i etnografii Tavrii. V. IX. Simferopol, 2002. S. 521–534.]

Цукерман К. Политика Византии в Северном Причерноморье по данням Notitiae episcopatuum // МАИЭТ. Вып. XVI. Симферополь, 2010. C. 299–435. [Zukerman K. Politika Vizantii v Severnom Prichernomore po dannyam Notitiae episcopatuum (Byzantium’s Pontic Policy in the Notitiae Episcopatuum) // Materialy po arheologii, istorii i etnografii Tavrii. Vyp. XVI. Simferopol, 2010. S. 299–435.]

Чхаидзе В.Н. Тамарарха. Раннесредневековый город на Таманском полуострове. М.: Таус, 2008. [Chkhaidze V.N. Tamararha. Rannesrednevekovyj gorod na Tamanskom poluostrove (Tomatarcha. The Early Medieval City on Taman Penisular). Moscow: Taus, 2008.]

Darrouzès J. Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981.

Mansi J.D. Sacrorum consiliorum nova et amplissima collectio. Graz, 1960. V. 13.

Nicholas I Patriarch of Constantinople. Letters / Ed. by R.J.H. Jenkins, L.G. Westerink. Washington, 1973.

Sharf A. Byzantine Jewry from Justinian to the Forth Crusade. London, 1971.

Zuckerman C. On the date of the khazars’ conversion to Judaism and the chronology of the kings of the Rus Oleg and Igor // Revue des Etudes Byzantines. Paris, 1995. T. 53. Р. 237–270.

Zuckerman C. Byzantium’s Pontic Policy in the Notitiae episcopatuum // La Crimee entre Byzance et le Khaganat Khazar / Ed. by C. Zuckerman. Paris, 2006. P. 201–230.