Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2022, 202-208

Ярослав Мудрый в Константинополе: второе посмертное чудо прп. Параскевы Эпиватской

С. Ю. Темчин

Институт литовского языка

 

Ссылка для цитирования: Темчин С.Ю. Ярослав Мудрый в Константинополе: второе посмертное чудо прп. Параскевы Эпиватской // Древнейшие государства Восточной Европы. 2022 год: Роль религии в формировании социокультурных практик и представлений / Отв. ред. тома Е.В. Литовских, Е.А. Мельникова. М.: ГАУГН-Пресс, 2022. С. 202–208.

 

DOI: 10.32608/1560-1382-2022-43-202-208

 

Аннотация: Статья посвящена исторической интерпретации второго чуда от мощей прп. Параскевы Эпиватской († не позже начала XI в.) об исцелении хромого сына русского князя, произошедшее в Калликратии недалеко от Константинополя. Это чудо упоминается в двух византийских по происхождению литургических текстах (греческом житии Параскевы и тропаре соответствующей службы, известной лишь по славянской версии) и было соотнесено Э. Миневой с Ярославом Мудрым. В статье уточняется, что описание чуда указывает на момент, предшествовавший кончине его отца Владимира Святославича (†15.07.1015). Пребывание же в византийской столице молодого Ярослава Мудрого наиболее вероятно в связи с событиями 987–989 гг.: предоставлением Киевом военной помощи Византии для подавления восстания Варды Склира и Варды Фоки, крещением Владимира Святославича, его корсунским походом и женитьбой на византийской принцессе Анне и, наконец, крещением Руси. В пользу этого приводятся стратегические и типологические аргументы. Первые связаны с тем, что для участия значительного русского военного корпуса (порядка 6 тыс. человек) в битвах при Хрисополе (988 г.) и Авидосе (13.04.989) русское войско должно было пройти через Босфор в непосредственной близости от Константинополя. Можно думать, что в качестве гарантии того, что вооруженный отряд будет следовать договоренностям, т.е. не нападет на византийскую столицу и не объединится с повстанцами, императоры Василий II и Константин VIII потребовали от Киева гарантий в виде заложника из членов семьи Владимира. Это объяснило бы пребывание молодого Ярослава Мудрого в Константинополе в 987–989 гг., а также ориентацию на византийские культурные образцы во время его киевского княжения (1017–1054). Типологические аргументы состоят в использовании практики заложничества как на Руси в отношениях с печенегами, так и в Константинополе в его сношениях с болгарами еще до русско-византийских договоренностей конца 980-х гг. В связи с этим кончину прп. Параскевы Эпиватской, устанавливаемую весьма приблизительно, следует датировать не позже 987–989 гг.

Ключевые слова:
Ярослав Мудрый, Параскева Эпиватская (Петка Тырновская), Крещение Руси, Константинополь, заложничество, русско-византийские отношения
Библиография

 

Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1970. [Ivanov Y. Balgarski starini iz Makedoniya (Bulgarian antiquities from Macedonia). Sofia, 1970.]

Иванова К. и др. Параскева // Православная энциклопедия. М., 2019. Т. 54. С. 579–587. [Ivanova K. i dr. Paraskeva // Pravoslavnaya enciklopediya. Moscow, 2019. Vol. 54. S. 579–587.]

Карпов А.Ю. Владимир Святой. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2004. [Karpov A.Yu. Vladimir Svyatoj. Izd. 2-e, ispr. i dop. (Vladimir the Saint. 2nd edition, revised and enlarged). Moscow, 2004.]

Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. Изд. 3-е, испр. М., 2010. [Karpov A.Yu. Yaroslav Mudryj. Izd. 3-e, ispr. (Yaroslav the Wise. 3rd edition, revised). Moscow, 2010.]

Минева Е. Был ли Ярославом Мудрым υἱὸς τ ρχοντι ωσίας в Византийском пространном житии св. Параскевы Эпиватской (BHG3 1420 z)? // Byzantinoslavica. 2016. Vol. 74. Fasc. 1–2. P. 175–189. [Mineva E. Byl li Yaroslavom Mudrym υἱὸς τ ρχοντι ωσίας v Vizantijskom prostrannom zhitii sv. Paraskevy Epivatskoj (BHG3 1420 z)? (Was Yaroslav the Wise υἱὸς τ ρχοντι ωσίας in the extensive Byzantine vita of St. Parasceve of Epibatae (BHG3 1420 z)?) // Byzantinoslavica. 2016. Vol. 74. Fasc. 1–2. S. 175–189.]

Минеева Е. Византийското пространно житие за св. Петка Епиватска (BHG, 1420z) като извор за химнотворчеството за светицата // Старобългарска литература. София, 2015. Kн. 51. С. 117–130. [Mineva E. Vizantiyskoto prostranno zhitie za sv. Petka Epivatska (BHG, 1420z) kato izvor za himnotvorchestvoto za svetitsata (The Byzantine Vita of Saint Paraskeva of Epivates (BHG, 1420z) as a source for the saints hymnografy) // Starobalgarska literatura. Sofia, 2015. Vol. 51. S. 117–130.]

Петров Н.И. Чудо как исторический факт: к постановке вопроса // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. СПб., 2017. Вып. 8. С. 177–203. [Petrov N.I. Chudo kak istoricheskiy fakt: k postanovke voprosa (Miracle as a historical fact: Towards a question) // Drevnyaya Rus’: vo vremeni, v lichnostyakh, v ideyakh. St-Petersburg, 2017. Vyp. 8. S. 177–203.]

Советы и рассказы Кекавмена. Сочинение византийского полководца XI века / Подгот. текста, введ., перев. и коммент. Г.Г. Литаврина. М., 1972. [Sovety i rasskazy Kekavmena. Sočinenie vizantijskogo polkovodca XI veka (Kekaumen’s Advices and Stories. Composition of the Byzantine commander of the 11th century) / Ed. by G.G. Litavrin. Moscow, 1972.]

Filios D.K. Playing the Goth card in Tenths-century Córdoba: Ibn al-Qūṭīyas family traditions // La corónica: A Journal of Medieval Hispanic Languages, Literatures, and Cultures. 2015. Vol. 43. № 2. P. 57–84.

Mineva E. The Byzantine hagiographic and hymnographic texts on St Parasceve of Epibatae, Part 1: The Byzantine Vita of St Parasceve of Epibatae or the Vita by “Vailikos” the Deacon. Sofia, 2017.