Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2022, 202-208

Ярослав Мудрый в Константинополе: второе посмертное чудо прп. Параскевы Эпиватской

С. Ю. Темчин

Статья посвящена исторической интерпретации второго чуда от мощей прп. Параскевы Эпиватской († не позже начала XI в.) об исцелении хромого сына русского князя, произошедшее в Калликратии недалеко от Константинополя. Это чудо упоминается в двух византийских по происхождению литургических текстах (греческом житии Параскевы и тропаре соответствующей службы, известной лишь по славянской версии) и было соотнесено Э. Миневой с Ярославом Мудрым. В статье уточняется, что описание чуда указывает на момент, предшествовавший кончине его отца Владимира Святославича (†15.07.1015). Пребывание же в византийской столице молодого Ярослава Мудрого наиболее вероятно в связи с событиями 987–989 гг.: предоставлением Киевом военной помощи Византии для подавления восстания Варды Склира и Варды Фоки, крещением Владимира Святославича, его корсунским походом и женитьбой на византийской принцессе Анне и, наконец, крещением Руси. В пользу этого приводятся стратегические и типологические аргументы. Первые связаны с тем, что для участия значительного русского военного корпуса (порядка 6 тыс. человек) в битвах при Хрисополе (988 г.) и Авидосе (13.04.989) русское войско должно было пройти через Босфор в непосредственной близости от Константинополя. Можно думать, что в качестве гарантии того, что вооруженный отряд будет следовать договоренностям, т.е. не нападет на византийскую столицу и не объединится с повстанцами, императоры Василий II и Константин VIII потребовали от Киева гарантий в виде заложника из членов семьи Владимира. Это объяснило бы пребывание молодого Ярослава Мудрого в Константинополе в 987–989 гг., а также ориентацию на византийские культурные образцы во время его киевского княжения (1017–1054). Типологические аргументы состоят в использовании практики заложничества как на Руси в отношениях с печенегами, так и в Константинополе в его сношениях с болгарами еще до русско-византийских договоренностей конца 980-х гг. В связи с этим кончину прп. Параскевы Эпиватской, устанавливаемую весьма приблизительно, следует датировать не позже 987–989 гг.

Ключевые слова:
Ярослав Мудрый, Параскева Эпиватская (Петка Тырновская), Крещение Руси, Константинополь, заложничество, русско-византийские отношения
Библиография

 

Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1970. [Ivanov Y. Balgarski starini iz Makedoniya (Bulgarian antiquities from Macedonia). Sofia, 1970.]

Иванова К. и др. Параскева // Православная энциклопедия. М., 2019. Т. 54. С. 579–587. [Ivanova K. i dr. Paraskeva // Pravoslavnaya enciklopediya. Moscow, 2019. Vol. 54. S. 579–587.]

Карпов А.Ю. Владимир Святой. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2004. [Karpov A.Yu. Vladimir Svyatoj. Izd. 2-e, ispr. i dop. (Vladimir the Saint. 2nd edition, revised and enlarged). Moscow, 2004.]

Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. Изд. 3-е, испр. М., 2010. [Karpov A.Yu. Yaroslav Mudryj. Izd. 3-e, ispr. (Yaroslav the Wise. 3rd edition, revised). Moscow, 2010.]

Минева Е. Был ли Ярославом Мудрым υἱὸς τ ρχοντι ωσίας в Византийском пространном житии св. Параскевы Эпиватской (BHG3 1420 z)? // Byzantinoslavica. 2016. Vol. 74. Fasc. 1–2. P. 175–189. [Mineva E. Byl li Yaroslavom Mudrym υἱὸς τ ρχοντι ωσίας v Vizantijskom prostrannom zhitii sv. Paraskevy Epivatskoj (BHG3 1420 z)? (Was Yaroslav the Wise υἱὸς τ ρχοντι ωσίας in the extensive Byzantine vita of St. Parasceve of Epibatae (BHG3 1420 z)?) // Byzantinoslavica. 2016. Vol. 74. Fasc. 1–2. S. 175–189.]

Минеева Е. Византийското пространно житие за св. Петка Епиватска (BHG, 1420z) като извор за химнотворчеството за светицата // Старобългарска литература. София, 2015. Kн. 51. С. 117–130. [Mineva E. Vizantiyskoto prostranno zhitie za sv. Petka Epivatska (BHG, 1420z) kato izvor za himnotvorchestvoto za svetitsata (The Byzantine Vita of Saint Paraskeva of Epivates (BHG, 1420z) as a source for the saints hymnografy) // Starobalgarska literatura. Sofia, 2015. Vol. 51. S. 117–130.]

Петров Н.И. Чудо как исторический факт: к постановке вопроса // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. СПб., 2017. Вып. 8. С. 177–203. [Petrov N.I. Chudo kak istoricheskiy fakt: k postanovke voprosa (Miracle as a historical fact: Towards a question) // Drevnyaya Rus’: vo vremeni, v lichnostyakh, v ideyakh. St-Petersburg, 2017. Vyp. 8. S. 177–203.]

Советы и рассказы Кекавмена. Сочинение византийского полководца XI века / Подгот. текста, введ., перев. и коммент. Г.Г. Литаврина. М., 1972. [Sovety i rasskazy Kekavmena. Sočinenie vizantijskogo polkovodca XI veka (Kekaumen’s Advices and Stories. Composition of the Byzantine commander of the 11th century) / Ed. by G.G. Litavrin. Moscow, 1972.]

Filios D.K. Playing the Goth card in Tenths-century Córdoba: Ibn al-Qūṭīyas family traditions // La corónica: A Journal of Medieval Hispanic Languages, Literatures, and Cultures. 2015. Vol. 43. № 2. P. 57–84.

Mineva E. The Byzantine hagiographic and hymnographic texts on St Parasceve of Epibatae, Part 1: The Byzantine Vita of St Parasceve of Epibatae or the Vita by “Vailikos” the Deacon. Sofia, 2017.