Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2024, 5-6

Дары и придворные церемониалы в «Записке» (Рисала) Ибн Фадлана

Т. М. Калинина

Институт всеобщей истории РАН

 

Ссылка для цитирования: Калинина Т.М. Дары и придворные церемониалы в «Записке» (Рисала) Ибн Фадлана // Древнейшие государства Восточной Европы. 2024 год: Памяти Александра Васильевича Назаренко / Отв. ред. тома Т.В. Гимон, П.В. Лукин, Е.А. Мельникова, А.В. Подосинов. М.: ГАУГН-Пресс, 2024. С. 1–2.

 

DOI: 10.32608/1560-1382-2024-45-1-2

 

Аннотация: В статье показаны роль и важность даров посольства Ибн Фадлана для знати огузов и владыки волжских булгар Алмыша, а также значение придворных церемоний встреч делегации иноземными правителями.

На примере сведений об огузах выявлена роль конкретных подношений, соответствие их жизненной необходимости, ценностям и традициям народа. Отмечен преимущественный интерес знати огузов к среднеазиатским нарядам и восточным пряностям. Обозначена бедность высшего слоя народа, выраженная в ветхости одежд, а нищета простонародья – в просьбе о хлебе. Выявлены случаи обмена дарами в торговой практике огузов, которые в то же время являются общими и характерными для средневековых обществ. Сведения Ибн Фадлана показывают также преимущественную ценность для огузов овец, которые зачастую служили эквивалентом в торговле.

Известия о встрече арабской делегации царем волжских булгар прежде всего показывают соответствие распорядка приема посольства Ибн Фадлана церемониалу встреч делегаций иноземных государств двором Саманидов. Последний заимствовал этикет, принятый у Аббасидов, в свою очередь восходящий к традициям Сасанидов. Особо отмечено сходство ритуала встречи делегации правителем Волжской Булгарии Алмыша с церемониями правителей Хорасана и Мавераннахра. Караван встречали высокопоставленные лица и военные с выражениями почтения и заботой о прибывших. Дары и процесс одаривания правителя Булгарии показали, что описанный регламент соответствует принятой в Аббасидском халифате и у Саманидов практике. Принятие даров и само поведение Алмыша означало давнее и глубокое знакомство царя Волжской Булгарии с принятыми в исламском мире дворцовыми традициями. Кроме того, была показана и древняя тюркская процедура – осыпание как прибывших, так и местных монетами.

Все церемонии встречи посольства, как и правила совершения ритуальных действий над владыкой булгар показывают значение делегации. С одной стороны, была продемонстрирована приверженность царя булгар мусульманству, поскольку он принял из рук Ибн Фадлана инвеституру от имени халифа Аббасидов, что усиливало его власть над подданными. С другой стороны, Алмыш, признав ханафитский толк ислама, принятый у Саманидов, показал, что он более склоняется к влиянию последних. В качестве минусов значения посольства отмечается отказ вождя огузов Этрека от принятия ислама, а также недовольство Алмыша отсутствием денег для постройки крепости.

Ключевые слова:
Ибн Фадлан, «Записка», посольство, дары, церемониал встреч, огузы, правитель Волжской Булгарии, Аббасиды, Саманиды
Библиография

Алнаддаф С.Н. Образ Европы в представлении арабов в Средние века: факторы формирования образа // История повседневности. 2018. № 2 (7). С. 98–108. [Alnaddaf S.N. Obraz Evropy v predstavlenii arabov v Srednie veka: factory formirovanija (The Image of Europe in the Arab World in the Middle Ages: Formation Factors) // Istorija povsednevnosti. 2018. № 2 (7). S. 98–108.]

[Гараева Н.Г.] I. Ибн Фадлан // Духовное наследие. Поиски и открытия. Письменные памятники Волжской Булгарии… = Рухи мирас: эзләнүләр һәм табышлар. Идел буе Болгар дәүләте язма истәлекләре / Сост. Н. Гараева. Казань, 2021. Вып. 12. С. 18–96. [Garaeva N.G. Ibn Fadlan // Duhovnoe nasledie. Poiski i otkrytija. Pismennye pamyatniki Volzhskoi Bulgarii = Ruhi miras:ezlәnulәr hәm tbyishlar. Idel bue Bolgar dәulәte yazma istәklәre. Kazan, 2021. Vyp. 12. S. 18–96.]

Гордлевский В.А. Государство Сельджукидов в Малой Азии. М.; Л., 1941. [Gordlevskiy V.A. Gosudarstvo Seldzhukidov v Maloi Azii (The Seljuk Empire in Asia Minor). Moscow; Leningrad, 1941.]

Измайлов И.Л. Средневековые булгары: становление этнополитической общности в VIII – первой половине XIII века. Казань, 2022. [Izmailov I.L. Srednevekovie bulgary: stanovlenie etnopoliticheskoy obshnosti v VIII – pervoi polovine XIII veka (Medieval Bulgars: Formation of an Ethnopolitical Community in the 8th – First Half of the 13th Century). Kazan, 2022.]

[Кулешов Вяч.С.]. Книга Ахмада ибн Фадлана / Перев. с араб. и примеч. Вяч.С. Кулешова // Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара: каталог выставки. М., 2016. С. 14–45. [Kuleshov V.S. Kniga Ahmada ibn Fadlana (Book of Ahmad ibn Fadlan) / Perevod s arabskogo i primechaniya Vyach. S. Kuleshova // Puteshestvie Ibn Fadlana: Volzhskiy put’ ot Bagdada do Bulgara: katalog vystavki. Moscow, 2016. S. 14–45.]

Кулешов Вяч.С. «Книга Ахмада ибн Фадлана» как литературный памятник и исторический источник // Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара: каталог выставки. М., 2016. С. 49–56. [Kuleshov V.S. «Kniga Ahmada ibn Fadlana» kak literaturniy pamyatnik i istoricheskiy istochnik (The Book of Ahmad ibn Fadlan as a Literary Work and Historical Source) // Puteshestvie Ibn Fadlana: Volzhskiy putot Bagdada do Bulgara: katalog vystavki. Moscow, 2016. S. 49–56.]

Хусенов Ф.Р. Церемониалы встреч и проводов послов аббасидских халифов при Газневидах // Вестник ТГУПБП. Худжанд, 2015. № 2 (63). С. 22–27. [Husenov F.P. Tseremonialy vstrech i provodov poslov abbasidskih halifov pri Gasnevidah (Ceremonies of Reception and Seeing off of the Abbasid Caliphs’ Ambassadors under the Ghaznavids) // Vestnik TGUPBP. Hudjand, 2015. № 2 (63). S. 22–27.]

Сutler A. Gifts and Gift Exchange as Aspects of the Byzantine, Arab and Related Economies // DOP. 2001. Vol. 55. Р. 247–278.

Grierson Р. Commerce in the Dark Ages: A Critique of the Evidence // Transactions of the Royal Historical Society. L., 1959. 5th Series, Vol. 9. Р. 123–140.

Mauss М. The Gift. The form and reason for exchange in archaic societies / Transl. by W.D. Halls. L.; N. Y., 2002.

Noonan T.S. Dress and clothing along the Central AsianMiddle Volga Caravan Route, ca. 922: the evidence of Ibn Fadlan // Культуры степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э. (из истории костюма). Тезисы докладов III Междунар. археол. конф-ции (14–18 марта 2000 г.). Самара, 2000. С. 102–105. [Noonan T.S. Dress and clothing along the Central AsianMiddle Volga Caravan Route, ca. 922: the evidence of Ibn Fadlan // Kul’tury stepey Evrazii vtoroy poloviny I tysyacheletiya n.e. (iz istorii kostyuma). Tezisy dokladov III Mezhdunarodnoy arheologicheskoy konferentsii (14–18 marta 2000). Samara, 2000. S. 102–105.]

Sharlet J. Tokens of Resentment: Medieval Arabic Narratives about Gift Exchange and Social Conflict // Journal of Arabic and Islamic Studies. 2011. № 11. Р. 62–100.

Validi Togan A.Z. Ibn Fadlan’s Reisebericht Leipzig, 1939.