Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2024, 33-34

«Vier ernste Gesänge» И. Брамса в контексте немецкой мистической традиции

П. В. Хондзинский

ПСТГУ

 

Ссылка для цитирования: Хондзинский П.В. «Vier ernste Gesänge» И. Брамса в контексте немецкой мистической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 2024 год: Памяти Александра Васильевича Назаренко / Отв. ред. тома Т.В. Гимон, П.В. Лукин, Е.А. Мельникова, А.В. Подосинов. М.: ГАУГН-Пресс, 2024. С. 1–2.

 

DOI: 10.32608/1560-1382-2024-45-1-2

 

Аннотация: В философской традиции XIX в. был поставлен вопрос о возможности рассматривать музыку как своего рода язык для того, что невыразимо словом. В предлагаемой статье с этой точки зрения рассматривается связь «Vier ernste Gesänge» («Четыре строгих напева») И. Брамса, написанных на библейские тексты, с немецкой мистической традицией, восходящей к рейнским мистикам XIV в. Именно ими было сформулировано учение о сильной как смерть (Песн. 8:6) любви к Богу, которая подобна смерти, так как лишает человека не только того, что связывает его с земной жизнью, но и самой надежды на спасение, обретая в этом совершенство своего бескорыстия. В немецкой культуре – уже на уровне любви земной – это учение нашло свое преломление у Р.М. Рильке, создавшего миф об «интранзитивной» любви, не нуждающейся во взаимности и свою ценность находящей в себе самой. В этот контекст могут быть поставлены как многолетние отношения И. Брамса с вдовой Р. Шумана Кларой Вик, наглядно репрезентирующие миф интранзитивной любви, так и самое музыкальное содержание рассматриваемого сочинения. Если первые три «Напева» написаны на тексты о смерти, а четвертый – о любви, то внимательный анализ их музыкального материала показывает скрытую связь между темой «смерти» из III номера и темой «любви» из IV. Как показано в статье, эти темы могут быть не только сближены по отдельным гармоническим и мелодическим параметрам, но и совмещены в одновременном звучании, создавая, таким образом, единый музыкальный комплекс смерти-любви, выражающий основную мысль цикла. Независимо от знакомства Брамса с учением рейнских мистиков, указанное наблюдение позволяет наглядно продемонстрировать органическое единство христианской традиции, способной по-новому раскрывать свое содержание на различных горизонтах, выросшей из нее культуры.

Ключевые слова:
И. Брамс, «Четыре строгих напева», рейнские мистики, интранзитивная любовь, философия музыки
Библиография

Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. Киев, 2001. [Averintsev S.S. Sofiya-Logos. Slovar (Sofia-Logos. Dictionary). Kiev, 2001.]

Корзо М. Украинская и белорусская катехизическая традиция конца XVIXVIII в. Становление, эволюция и проблема заимствований. М., 2007. [Korzo M. Ukrainskaya i belorusskaya katekhizicheskaya traditsiya kontsa XVI – XVIII v. Stanovlenie, evolyutsiya i problema zaimstvovaniy (Ukrainian and Belarusian catechetic Tradition late 16th–18th centuries: Formation, Evolution and the Problem of Borrowings). Moscow, 2007.]

Кьеркегор С. Илиили. СПб., 2011. [Kierkegaard S. Ili – ili (Either/Or). St-Petersburg, 2011.]

Хондзинский П. Любящие, возлюбленные и разделяющая их любовь: концепция любви в романе Райнера Марии Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге» // Филаретовский альманах. 2018. № 14. С. 17–36. [Khondzinskii P. Lyubyashchie, vozlyublennye i razdelyayushchaya ikh lyubov’: kontseptsiya lyubvi v romane Raynera Marii Ril’ke «Zapiski Mal’te Lauridsa Brigge» (The Lovers, Beloveds and Dividing them off Love: The Concept of Love in the Novel of Rainer Maria Rilke “The Notebooks of Malte Laurids Brigge”) // Filaretovskiy almanakh. 2018.  14. S. 17–36.]

Хондзинский П. Средневековая проповедь Fortis est ut mors dilectio в контексте августинианской традиции // Вестник РХГА. 2018. № 3. С. 130–139. [Khondzinskii P. Srednevekovaya propoved’ Fortis est ut mors dilectio v kontekste avgustinianskoy traditsii (Medieval Sermon Fortis est ut mors dilectio in the Context of the Augustinian Tradition) // Vestnik Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii. 2018.  3. S. 130–139.]

Шопенгауэр А. Собрание сочинений. М., 2011. [Schopenhauer A. Sobranie sochineniy (Collected Works). Moscow, 2011.]

Clara Schumann – Johannes Brahms. Briefe aus den Jahren 1853–1896. Im Auftrage von Marie Schumann herausgegeben von Bertold Litzmann: In 2 Bd. Leipzig, 1927. Bd. 1.

Luff R. Gedanken Meister Eckharts in der Lyrik Rainer Maria Rilke // Meister Ekhart Jahrbuch. 2017. Heft 4. S. 439–454.

Meister Eckhart. Schriften. Jena, 1934.

Preissinger C. Die vier ernsten Gesänge op. 121: Vokale und instrumentale Gestaltungsprinzipien im Werk von Johannes Brahms. Europäische Hochschulschriften: Musikwissenschaft. Frankfurt-am-Main, 1994.

Rilke R.M. Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge. Stuttgart, 1997.

Schumann C. Ein Künstlerleben nach Tagebüchern und Briefen. Von Berthold Litzmann: In 4 Bd. Leipzig, 1920. Bd. 3.