Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2024, 267-274

Древнейшее известие о печенегах в средневековых венгерских источниках

М. К. Юрасов

Институт российской истории РАН

 

Ссылка для цитирования: Юрасов М.К. Древнейшее известие о печенегах в средневековых венгерских источниках // Древнейшие государства Восточной Европы. 2024 год: Памяти Александра Васильевича Назаренко / Отв. ред. тома Т.В. Гимон, П.В. Лукин, Е.А. Мельникова, А.В. Подосинов. М.: ГАУГН-Пресс, 2024. С. 267–274.

 

DOI: 10.32608/1560-1382-2024-45-267-274

 

Аннотация: Самое раннее из дошедших до нас сведений о народах Восточной Европы в латиноязычных сочинениях королевства Венгрии содержится в отрывке из торжественной проповеди первого чанадского епископа Геллерта, датируемой временем между 1030–1038 гг. Этот отрывок сохранился в кодексе XIV в., обнаруженном Ф. Хайнцером (опубликован в 1982 г.). В нем Геллерт жалуется на то, что вынужден проповедовать христианство печенегам, никогда не слышавшим о Священном писании. Речь в данном случае идёт о недавно пришедших из Восточной Европы на поселение в Венгрию или кочевавших на её юго-восточных границах степняках. Проживавшие уже более полувека в северо-западной части страны печенеги к тому времени неоднократно становились объектом миссионерской деятельности проповедников христианства западного обряда. Попытка же Бруно Кверфуртского сделать христианами степняков, тревоживших южные границы Руси, предпринятая в 1008 г., имела ничтожные результаты. В средневековой мусульманской литературе встречаются сведения о принятии частью печенегов ислама после 400 г.х. (1009/10 г.) и победе неофитов над остальными соплеменниками, не последовавшими их примеру, но исламским народом печенеги так и не стали. В конце первой трети XI в. положение печенегов, кочевавших в причерноморском степном «коридоре» заметно ухудшилось. С востока их теснили торки (узы), а на севере усилившаяся Русь не давала возможности совершать безнаказанные нападения на свои земли. В 1036 г. Ярослав Мудрый разгромил печенегов под Киевом. Всё это вынуждало печенегов постепенно смещаться в западном направлении до границ Византии и Венгрии. Те из них, кто решил переселиться во владения Арпадов, должны были заявить о своем желании принять Христову веру. Именно с ними, скорее всего, столкнулся чанадский епископ Геллерт, поскольку его епархия постиралась до юго-восточных границ Венгерского королевства.

Ключевые слова:
проповеди Геллерта, христианизация Венгрии, миграции печенегов в Венгрию
Библиография

Степи Евразии в эпоху средневековья / Отв. ред. С.А. Плетнёва. М., 1981. [Stepi Evrasii v epokhu srednevekovya (Steppes of Eurasia in the Middle Ages) / Otv. red. S.APletnyova. Moscow, 1981.]

Бруно Кверфуртский. Послание к германскому королю Генриху II (1008 г.) // ДР. Хрестоматия. Т. IV. Западноевропейские источники / Сост., пер. и комм. А.В. Назаренко. М., 2010. С. 55–62. [Bruno Kverfurtskiy. Poslaniye k germanskomu korolyu (1008) (Bruno of Querfurt. Epistle to the German King Henry II (1008)) // Drevnyaya Rus’ v svete zarubezhnykh istochnikhov. Khrestomatiya. T. IV. Zapadnoevropeyskiye istochniki / Sost., per. i komm. A.V. Nazarenko.. Moscow, 2010. S. 55–62.]

Гарустович Г.Н. Распространение ислама у печенегов в степях Восточной Европы // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2013. Т. 18. № 3. С. 66–75. [Garustovich G.N. Rasprostraneniye islama u pechenegov v srepyakh Vostochnoy Evropy (The Spread of Islam among the Pechenegs in the Steppes of Eastern Europe) // Vestnik Akademii nauk Respubliki Bashkortostan. 2013. T. 18. № 3. S. 66–75.]

Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. ТII. Булгары, мадьяры, народы Севера, печенеги, русы, славяне. М., 1967. [Zakhoder B.N. Kaspiyskiy svod svedeniy o Vostochnoy Evrope. T. II. Bulgary, mad’yary, narody Severa, pechenegi, rusy i slavyane (Caspian Summary of Information about Eastern Europe. Vol. II. Bulgars, Magyars, Peoples of the North, Pechenegs, Russ, Slavs). Moscow, 1967.]

Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, пер., комм. / Под ред. Г.Г. Литаврина и А.П. Новосельцева. М., 1991. [Konstantin Bagryanorodnyy. Ob upravlenii imperiey (Constantine Porphyrogenitus. About the Management of the Empire) / Pod red. G.G. Litavrina i A.P. Novosel’tseva. Moscow, 1991.]

Шушарин В.П. Христианизация венгров // Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988. С. 159–186. [Shusharin V.P. Khristianizatsiya vengrov (Christianization of Hungarians) // Prinyatiye khristianstva narodami Tsentral’noy i Yugo-Vostochnoy Evropy i kreshcheniye Rusi. Moscow, 1988. S. 159–186.]

Юрасов М.К. Древнейший русский монастырь на территории Венгрии // Палеороссия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. 2021. № 2 (14). С. 80–93. [Yurasov M.K. Drevneyshiy russkiy monastyr’ na territorii Vengrii (The Oldest Russian Monastery in Hungary) // Paleorossia. Drevnyaya Rus’ vo vremeni, v lichnostyakh, v ideyakh. 2021. № 2 (14). S. 80–93.]

Andreas I rex conscribit bona monasterii de Tihon ab eo fundati et dotati // DHA I. P. 145–152.

Chronici Hungarici compositio saeculi XIV / Ed. A. Domanovszky // SRH I. P. 217–505.

Györffy Gy. István király és műve. Budapest, 1977.

Heinzer F. Neues zu Gerhard von Csanád: Die Schluβschrift einer Homiliensammlung // Südost-Forschungen. 41. 1982. S. 1–7.

P. magistri, qui Anonymus dicitur, Gesta Hungarorum / Praefatus est textum recensuit Ae. Jakubovich, annotationes exegeticas adiecit D. Pais // SRH I. P. 13–117.

Szegfű L. Ajtony // KMTL. 1994. 32–33. l. (a).

Szegfű L. Gellért // KMTL. 1994. 231. l. (b).

Szegfű L. Meg egyszer Szent Gellért prédikációiról // Aetas. 1999. 3. sz. 12–21. l.

Udvardy J.–Lotz A. Csanádi püspókség // KMTL. 146. 1.