Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2024, 41-42

Шествие: иконография и литургическое действо в эпоху Ивана Грозного

Н. В. Квливидзе

Московская духовная академия

 

Ссылка для цитирования: Квливидзе Н.В. Шествие: иконография и литургическое действо в эпоху Ивана Грозного // Древнейшие государства Восточной Европы. 2024 год: Памяти Александра Васильевича Назаренко / Отв. ред. тома Т.В. Гимон, П.В. Лукин, Е.А. Мельникова, А.В. Подосинов. М.: ГАУГН-Пресс, 2024. С. 1–2.

 

DOI: 10.32608/1560-1382-2024-45-1-2

 

Аннотация: В статье изучаются новгородские и московские литургические памятники чина в Неделю ваий – «шествия на осляте» в Вербное воскресенье, в сопоставлении с византийским обрядом с целью установления причин и времени появления в московском литургическом действе царя. Особенностью московского богослужебного чина, изображавшего Вход Господень в Иерусалим, было участие в шествии царя, ведшего под уздцы наряженную ослом лошадь, на которой сидел митрополит. Уподобление царя конюшему или конюху восходит к раннесредневековому литературному памятнику «Константинов дар», где в такой роли выступает император Константин, поддерживающий стремя коня римского папы Сильвестра, выказывая ему тем самым особое почтение как преемнику апостола Петра. Считалось, что это сочинение, в котором епископское достоинство и власть возводится на исключительную высоту, отразившееся в новгородской литературе («Повесть о белом клобуке»), повлияло на форму чина в Неделю ваий новгородского Софийского собора, перенесенного в Москву при митрополите Макарии. Проведенное исследование показало, что в новгородском обряде не обнаруживается влияние Константинова дара. Точно соответствуя древнейшим шествиям в Вербное Воскресенье, совершавшимся в Иерусалиме, новгородский чин литургически воспроизводил именно евангельское событие. Анализ текстов Стоглавого собора позволил определить, что Московские шествия, или литии были установлены согласно Указу в 1551 г. Значение шествий как богослужебной формы подтверждается иконографически (икона «Благословенно воинство небесного царя»). Идейное содержание литий как молебного прошения, сформулированное в Указе, совпадает с литургическими произведениями (Чин венчания на царство), посланиями и художественными программами (роспись Золотой палаты московского Кремля) митрополита Макария, направленными на формирование идеального образа православного царя, главной чертой которого является благочестие – залог благоденствия его государства. Участие Ивана Грозного в «Шествии на осляте», по нашему мнению, можно отнести к числу литургических деяний митрополита Макария.

Ключевые слова:
древнерусское богослужение, шествие в вербное воскресенье, иконография
Библиография

Афанасьева Т.И. Donatio Constantini в славянских переводах XIV–XV вв.: к проблеме их датировки и локализации // Slověne. 2019. Vol. 8, № 1. C. 109–133. [Afanasyeva T.I. Donatio Constantini v slavyanskikh perevodakh XIV–XV vv.: k probleme ikh datirovki i lokalizatsii (Donatio Constantini in Slavic Translations of the 14th and 15th Centuries: On the Problem of Dating and Localization) // Slověne. 2019. Vol. 8, № 1. S. 109–133.]

Барсов Е.В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами // ЧОИДР. 1883. КнI. ОтдI. СIXXXV. [Barsov E.V. Drevnerusskiye pamyatniki svyashchennogo venchaniya tsarey na tsarstvo v svyazi s grecheskimi ikh originalami (Old Russian Monuments of the Holy Coronation of Tzars in Connection with their Greek Originals) // Chteniya v Obshchestve istorii i drevnostey Rossiyskikh. 1883. Kn. I. Otd. I. S. I–XXXV.]

Беляев Д.Ф. Byzantina: Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. Кн. III: Богомольные выходы византийских царей в городские и пригородные храмы Константинополя. СПб., 1906. Т. 3. [Belyayev D.F. Byzantina: Ocherki, materialy i zametki po vizantiyskim drevnostyam. Kn. III: Bogomol’nyye vykhody vizantiyskikh tsarey v gorodskiye i prigorodnyye khramy Konstantinopolya (Essays, Materials and Notes on Byzantine Antiquities. Ch. III: Mantis Exits of Byzantine Tzars to City and Suburban Churches of Constantinople). St-Petersburg, 1906. T. 3.]

Генрих Штаден. Записки о Московии: в 2-х тт. М., 2008. Т. 1. [Henrik Staden. Zapiski o Moskovii: V 2-kh tt. (Notes on Muscovy: In 2 vols.). Moscow, 2008. T. 1.]

Голубцов А. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899. [Golubtsov A. Chinovnik Novgorodskogo Sofiyskogo sobora (Typicon of the Novgorod St. Sophia Cathedral). Moscow, 1899.]

Голубцов А. Соборные чиновники и особенности службы по ним. М., 1907. [Golubtsov A. Sobornyye chinovniki i osobennosti sluzhby po nim (Cathedral Typicons and the Peculiarities of the Divine Services for Them). Moscow, 1907.]

Голубцов А.П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона / С предисл. и указ. проф. А.П. Голубцова. М., 1908. [Golubtsov A.P. Chinovniki Moskovskogo Uspenskogo sobora i vykhody patriarkha Nikona (Typicons of the Moscow Assumption Cathedral and the Appearances of Patriarch Nikon) / S predisl. i ukaz. prof. A.P. Golubtsova. Moscow, 1908.]

Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. [Grabar A. Imperator v vizantiyskom iskusstve (The Emperor in Byzantine Art). Moscow, 2000.]

Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.; Л., 1941. С. 112–116. [Dzhivelegov A., Boyadzhiyev G. Istoriya zapadnoyevropeyskogo teatra ot vozniknoveniya do 1789 goda (The History of Western European Theater from its Origin to 1789). Moscow; Leningrad, 1941. S. 112–116.]

Дмитриевский А.А. Богослужение в русской церкви в XVI веке. Ч. 1. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. Казань, 1884. [Dmitriyevskiy A.A. Bogosluzheniye v russkoy tserkvi v XVI veke. Ch. 1. Sluzhby kruga sedmichnogo i godichnogo i chinoposledovaniya tainstv (Divine Service in the Russian Church in the 16th Century. Part 1. Services of the Sedmic and Annual Circle and the Order of the Prayers of the Sacraments). Kazan’, 1884.]

Дмитриевский А.А. Типикон Великой церкви, или современный Типикон греческих приходских церквей // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1887. № 6. С. 181–242. [Dmitriyevskiy A.A. Tipikon Velikoy tserkvi, ili sovremennyy Tipikon grecheskikh prikhodskikh tserkvey (Typicon of the Great Church, or modern Typicon of Greek parish churches) // Rukovodstvo dlya sel’skikh pastyrey. Kiev, 1887. № 6. S. 181–242.]

Дмитриевский А.А. Чин пещного действа: Историко-археологический этюд (Посвящается проф. Н.Ф. Красносельцеву) // ВВ. 1894. Т. 1. С. 553–600. [Dmitriyevskiy A.A. Chin peshchnogo deystva: Istoriko-arkheologicheskiy etyud (Posvyashchayetsya prof. N.F. Krasnosel’tsevu) (The Play of Daniel: a Historical and Archaeological Study) // Vizantiyskiy Vremennik. 1894. T. 1. S. 553–600.]

Дмитриевский А.А. Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви. Киев, 1907. [Dmitriyevskiy A.A. Drevneyshiye patriarshiye tipikony: Svyatogrobskiy Ierusalimskiy i Velikoy Konstantinopol’skoy Tserkvi (The Earliest Patriarch’s Typicons: of the Holy Sepulcher of Jerusalem and of the Great Church of Constantinople). Kiev, 1907.]

Дмитриевский А. Хождение патриарха константинопольского на жребяти в неделю Ваий в IX–X вв. // Сборник статей в честь ак. А.И. Соболевского. Л., 1928. С. 69–76. [Dmitriyevskiy A. Khozhdeniye patriarkha konstantinopol’skogo na zhrebyati v nedelyu Vaiy v IX–X vv. (The Journey of the Patriarch of Constantinople on the Horseback on Palm Sunday in the 9th and 10th Centuries) // Sbornik statey v chest’ akademika A.I. Sobolevskogo. Leningrad, 1928. S. 69–76.]

Евсеева Л.М. Выносные иконы и шитые плащаницы в богослужениях драматического характера Древней Руси // Визуальная теология. 2023. Т. 5. № 1. С. 22–45. [Evseyeva L.M. Vynosnyye ikony i shityye plashchanitsy v bogosluzheniyakh dramaticheskogo kharaktera Drevney Rusi (Movable Icons and Embroided Shrouds in Services of Dramatic Character in Ancient Rus’) // Vizual’naya teologiya. 2023. T. 5. № 1. S. 22–45.]

Евсеева Л.М. Шитая пелена 1498 г. и Чин венчания на царство // ДРИ [т. 21]. СПб., 1999. С. 430–439. [Evseyeva L.M. Shitaya pelena 1498 g. i Chin venchaniya na tsarstvo (Embroidery of 1498 and the Ceremony of the Coronation of Tsars) // Drevnerusskoye iskusstvo [t. 21]. St-Petersburg, 1999. S. 430–439.]

Емченко Е. Стоглав: Исследование и текст. М., 2000. [Emchenko E.B. Stoglav: Issledovaniye i tekst (Stoglav: The Investigation and the Text). Moscow, 2000.]

Емченко Е.Б. Стоглавый собор // ПЭ. М., 2022. Т. 66. С. 476–485. [Emchenko E.B. Stoglavyy sobor (Stoglav Synod) // Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow, 2022. T. 66. S. 476–485.]

Желтов М. Вход Господень в Иерусалим // ПЭ. М., 2005. Т. 10. С. 41–48. [Zheltov M. Vkhod Gospoden’ v Ierusalim (Palm Sunday) // Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow, 2005. T. 10. S. 41–48.]

Казель Р., Ратхофер И. Роскошный часослов герцога Беррийского. М., 2002. [Kazel’ R., Ratkhofer I. Roskoshnyy chasoslov gertsoga Berriyskogo (The Luxurious Hours of the Duke of Berry). Moscow, 2002.]

Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990. [Kachalova I.Ya., Mayasova N.A., Shchennikova L.A. Blagoveshchenskiy sobor Moskovskogo Kremlya (Annunciation Cathedral of the Moscow Kremlin). Moscow, 1990.]

Квливидзе Н.В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее литературные параллели // Искусство христианского мира. Сб. ст. М., 1998. Вып. 2. С. 49–56. [Kvlividze N.V. Ikona «Blagoslovenno voinstvo Nebesnogo Tsarya» i eye literaturnyye paralleli (Icon ‘Blessed Be the Host of the Heavenly Tsar’ and its Literary Parallels // Iskusstvo khristianskogo mira. Sb. st. Moscow, 1998. Vyp. 2. S. 49–56.]

Квливидзе Н.В. «Шествие»: иконография и литургическое действо в эпоху Ивана Грозного // Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2009. С. 144–148. [Kvlividze N.V. «Shestviye»: ikonografiya i liturgicheskoye deystvo v epokhu Ivana Groznogo («Procession»: Iconography and Liturgical Performance in the Time of Ivan the Terrible) // Prostranstvennyye ikony. Tekstual’noye i performativnoye / Red.-sost. A.M. Lidov. Moscow, 2009. S. 144–148.]

Квливидзе Н.В. Отражение богословия Иосифа Волоцкого в монументальных программах времени митрополита Макария // Вестник церковного искусства и археологии. Сергиев Посад, 2019. Т. 1. С. 28–47. [Kvlividze N.V. Otrazheniye bogosloviya Iosifa Volotskogo v monumental’nykh programmakh vremeni mitropolita Makariya (The Reflection of the Theology of Joseph of Volotsk in Monumental Programs of Time of Metropolitan Makarios) // Vestnik tserkovnogo iskusstva i arkheologii. Sergiyev Posad, 2019. T. 1. S. 28–47.]

Копанева Д.Д. Новгородский архиепископ Феодосий как книжник XVI в. и его рукописное собрание // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2021. № 3 (15). С. 161–171. [Kopaneva D.D. Novgorodskiy arkhiyepiskop Feodosiy kak knizhnik XVI v. i ego rukopisnoye sobraniye (Archbishop Theodosius of Novgorod as a Bibliophile of the 16th Century and his Manuscript Collection) // Paleorosiya. Drevnyaya Rus’: vo vremeni, v lichnostyakh, v ideyakh. 2021. № 3 (15). S. 161–171.]

Красносельцев Н.Ф. Богослужение Иерусалимской Церкви в конце IV века. Отдельный оттиск из журнала «Православный Собеседник». Казань, 1888. [Krasnosel’tsev N.F. Bogosluzheniye Ierusalimskoy Tserkvi v kontse IV veka (The Divine Service of the Jerusalem Church at the End of the 4th Century). Otdel’nyy ottisk iz zhurnala «Pravoslavnyy Sobesednik». Kazan, 1888.]

Красносельцев Н.Ф. Новый список русских богослужебных «Действ» XVI–XVII вв. // Труды восьмого археологического съезда в Москве. 1890. Т. II. М., 1895. С. 34–37. [Krasnosel’tsev N.F. Novyy spisok russkikh bogosluzhebnykh «Deystv» XVI–XVII vv. (A New List of Russian Liturgical Actions of the 16th and 17th Centuries) // Trudy vos’mogo arkheologicheskogo s”yezda v Moskve. 1890. T. II. Moscow, 1895. S. 34–37.]

Лидов А.М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006. С. 22–23. [Lidov A.M. Iyerotopiya. Sozdaniye sakral’nykh prostranstv kak vid tvorchestva i predmet istoricheskogo issledovaniya (Hierotopia. Creation of Sacred Spaces as a Form of Creative Work and a Subject of Historical Research) // Ierotopiya. Sozdaniye sakral’nykh prostranstv v Vizantii i Drevney Rusi / Red.-sost. A.M. Lidov. Moscow, 2006. S. 22–23.]

Лидов А.М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009. [Lidov A.M. Ierotopiya. Prostranstvennyye ikony i obrazy-paradigmy v vizantiyskoy kul’ture (Hierotopia. Spatial Icons and Paradigm Images in the Byzantine Culture). Moscow, 2009.]

Насонов Р.А. Литургическая драма // ПЭ. М., 2016. Т. 41. С. 230–238. [Nasonov R.A. Liturgicheskaya drama (Liturgical drama) // Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow, 2016. T. 41. S. 230–238.]

Никольский К.Т. О службах Русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. [Nikol’skiy K.T. O sluzhbakh Russkoy tserkvi, byvshikh v prezhnikh pechatnykh bogosluzhebnykh knigakh (On the Services of the Russian Church Existing in Former Printed Liturgical Books). St-Petersburg, 1885.]

Олеарий Адам. Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 годах / Cост. секретарем Посольства Адамом Олеарием; перев. с нем. Павел Барсов. М., 1870. [Olearius Adam. Podrobnoye opisaniye puteshestviya golshtinskogo posol’stva v Moskoviyu i Persiyu v 1633, 1636 i 1639 godakh (Detailed Description of the Journey of the Holstein Embassy to Muscovy and Persia in 1633, 1636, and 1639) / Sost. sekretarem Posol’stva Adamom Oleariyem; perev. s nem. Pavel Barsov. Moscow, 1870.]

Паломничество по Святым местам конца IV века: Peregrinatio ad loca sancta saeculi IV exeuntis / Изданное, переведенное и объясненное И.ВПомяловским // Православный палестинский сборник. СПб., 1889. Вып. 20. С. 31–172. [Palomnichestvo po Svyatym mestam kontsa IV veka (Pilgrimage to the Holy Places of the Late 4th Century) / izdannoye, perevedennoye i ob”yasnennoye I.V. Pomyalovskim) // Pravoslavnyy palestinskiy sbornik. St-Petersburg, 1889. Vyp. 20. S. 31–172.]

Повесть о белом клобуке // ПЛДР: Середина XVI века. М., 1985. С. 198–233. [Povest’ o belom klobuke (The Tale of the White Klobuk) // Pamyatniki literatury Drevney Rusi: Seredina XVI veka. Moscow, 1985. S. 198–233.]

Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40-х – 70-х годов XVI в. М., 1972. [Podobedova O.I. Moskovskaya shkola zhivopisi pri Ivane IV. Raboty v Moskovskom Kremle 40-kh – 70-kh godov XVI v. (Moscow School of Painting under Ivan IV. Works in the Moscow Kremlin in the 40s – 70s of the 16th Century). Moscow, 1972.]

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах России. М., 1852. [Ratshin A. Polnoye sobraniye istoricheskikh svedeniy o vsekh byvshikh v drevnosti i nyne sushchestvuyushchikh monastyryakh i primechatel’nykh tserkvakh Rossii (A Complete Collection of Historical Information about All Monasteries and Notable Churches of Russia that Existed in the Antiquity and Exist Nowadays). Moscow, 1852.]

Роуленд Д. Две культуры – один Тронный зал // ДРИ: Русское искусство позднего средневековья. XVI век. СПб., 2003. С. 188–201. [Roulend D. Dve kul’tury – odin Tronnyy zal (Two Cultures – One Throne Hall) // Drevnerusskoye iskusstvo: Russkoye iskusstvo pozdnego srednevekov’ya. XVI vek. St-Petersburg, 2003. S. 188–201.]

Сазонова Н.И. «Шествие на осляти» в России XVIXVII вв.: содержание и смысловые трансформации // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 2 (4). С. 115–125. [Sazonova N.I. «Shestviye na oslyati» v Rossii XVI–XVII vv.: soderzhaniye i smyslovyye transformatsii (Procession on Palm Sunday in Russia in the 16th–17th Centuries: Content and Semantic Transformations) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Problemy vizual’noy semiotiki. 2015. № 2 (4). S. 115–125.]

Середонин С.М. Известия англичан о России XVI в. / Пер. с англ. С.М. Середонина. М., 1884. С. 18–19. [Seredonin S.M. Izvestiya anglichan o Rossii XVI v. (Information of Englishmen on Russia in the 16th Century) / Per. s angl. S.M. Seredonina. Moscow, 1884. S. 18–19.]

Скабалланович М. Толковый типикон. Киев, 1910. Вып. 1. (Репр.: М., 1995). [Skaballanovich M. Tolkovyy tipikon (The Typikon with Explanations). Kiev, 1910. Vyp. 1. (Reprint: Moscow, 1995).]

Скрипкина Е.В. Обряд «Шествия на осляти» в контексте церковногосударственных отношений во второй половине XVII в. // Омский научный вестник. 2011. № 6 (102). С. 15–18. [Skripkina E.V. Obryad «Shestviya na oslyati» v kontekste tserkovnogosudarstvennykh otnosheniy vo vtoroy polovine XVII v. (The Rite of Procession on Palm Sunday in the Context of Church and State Relations in the Second Half of the 17th Century) // Omskiy nauchnyy vestnik. 2011. № 6 (102). S. 15–18.]

Сорокатый В.М. Икона «Благословенно воинство небесного царя». Некоторые аспекты содержания // ДРИ. СПб., 1999. [T. 21]. С. 399–417. [Sorokatyy V.M. Ikona «Blagoslovenno voinstvo nebesnogo tsarya». Nekotoryye aspekty soderzhaniya (The Icon ‘Blessed be the Host of the Heavenly Tsar’. Certain Aspects of the Content) // Drevnerusskoye iskusstvo. St-Petersburg, 1999. [T. 21]. S. 399–417.]

Стоглав / Изд. Д.Е. Кожанчикова. СПб., 1863. [Stoglav / Izd. D.E. Kozhanchikova. St-Petersburg, 1863.]

Турилов А.А. Константинов дар в славянской традиции // ПЭ. М., 2015. Т. 37. С. 131. [Turilov A.A. Konstantinov dar v slavyanskoy traditsii (Donatio Constantini in Slavic Tradition) // Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow, 2015. T. 37. S. 131.]

Турилов А.А. Митрополит Киприан и русская культура его времени // Славяноведение. 2017. № 2. C. 3–13. [Turilov A.A. Mitropolit Kiprian i russkaya kul’tura ego vremeni (Metropolitan Cyprian and the Russian Culture of his Time) // Slavyanovedeniye. 2017. № 2. S. 3–13.]

Успенский Б.А. Царь и Патриарх: харизма власти в России: Византийская модель и ее русское переосмысление. М., 1998. [Uspenskiy B.A. Tsar’ i Patriarkh: kharizma vlasti v Rossii: Vizantiyskaya model’ i eye russkoye pereosmysleniye (Tsar and Patriarch: the Charisma of Power in Russia: The Byzantine Model and its Russian Reinterpretation). Moscow, 1998.]

Флайер М. К семиотическому анализу Золотой палаты Московского Кремля // ДРИ: Русское искусство позднего средневековья. XVI век. СПб., 2003. С. 178–187. [Flier M. K semioticheskomu analizu Zolotoy palaty Moskovskogo Kremlya (The Semiotic Interpretation of the Golden Hall in the Moscow Kremlin) // Drevnerusskoye iskusstvo: Russkoye iskusstvo pozdnego srednevekov’ya. XVI vek. St-Petersburg, 2003. S. 178–187.]

Шалина И.А. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя...» из Успенского собора Московского Кремля – программный памятник эпохи Василия III // Искусство христианского мира. Сб. статей. М., 2021. Вып. 15. С. 175–194. [Shalina I.A. Ikona «Blagoslovenno voinstvo Nebesnogo Tsarya...» iz Uspenskogo sobora Moskovskogo Kremlya – programmnyy pamyatnik epokhi Vasiliya III (The Icon ‘Blessed Be the Host of the Heavenly Tsar…’ from the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin – a Program Monument of the Epoch of Vasily III) // Iskusstvo khristianskogo mira. Sb. statey. Moscow, 2021. Vyp. 15. S. 175–194.]

Щепкина М.В. Изображение русских исторических лиц в шитье XV в. // Труды ГИМ: Памятники культуры. М., 1954. Вып. 12. С. 1–26. [Shchepkina M.V. Izobrazheniye russkikh istoricheskikh lits v shit’ye XV v. (Representation of Russian historical Personages in the Embroidery of the 15th Century) // Trudy Gosudarstvennogo istoricheskogo muzeya: Pamyatniki kul’tury. M., 1954. Vyp. 12. S. 1–26.]

Constantine Porphyrogennetos. The Book of Ceremonies. Leiden; Boston, 2017. (Byzantina Australiensia, 18).

El «Menologio» de Basilio II, emperador de Bizancio (Vat. gr. 1613). Madrid, 2005. (Codices e Vaticanis selecti, Ser. maior № LXIV).

Flier M. The Iconology of Royal Ritual in Sixteenth-Century Muscovy // Byzantine Studies. Essays on the Slavic World and the Eleventh Century. New York, 1992. P. 53–76. (a)

Flier M. The Iconography of Royal Procession: Ivan Terrible and the Muscovite Palm Sunday Ritual // European Monarchy: Its Evolution and Practice from Roman Antiquity to Modern Times / Ed. H. Duchhardt, R.A. Jackson. Stuttgart, 1992. P. 109–125. (b)

Flier M. Breaking the Code: The Image of the Tsar in the Muscovite Palm Sunday Ritual // Medieval Russian Culture / Ed. M.S. Flier and D. Rowland. Berkeley; Los Angeles, 1994. Vol. 2. P. 213–242.

Flier M. Court Ceremony in an Age of Reform: Patriarch Nikon and the Palm Sunday Ritual // Religion and Culture in Early Modern Russia and Ukraine / Ed. S.H. Baron and N. Shields Kollmann. Dekalb, 1997. P. 73–95.

Grabar A. L’art de la fin de l’antiquité et du moyen âge. Paris, 1968. V. 1.

Lucchesi Palli E. Einzug in Jerusalem // LCI. 1968. Bd. 1. S. 593–597.

Ostrogorsky G. Zum Stratordienst des Herrschers in der byzantinisch-slavischen Welt // Seminarium Kondakovianum: Recueil d’études. Archéologie, histoire de l’art, études byzantines). Prague, 1935. T. VII. P. 187–204.

Prozession // LCI. 1971. Bd. 3. S. 465–466.