Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2024, 12-27

Когда была создана митрополия Росии?

А. Ю. Виноградов

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

Ссылка для цитирования: Виноградов А.Ю. Когда была создана митрополия Росии? // Древнейшие государства Восточной Европы. 2024 год: Памяти Александра Васильевича Назаренко / Отв. ред. тома Т.В. Гимон, П.В. Лукин, Е.А. Мельникова, А.В. Подосинов. М.: ГАУГН-Пресс, 2024. С. 12–27.

 

DOI: 10.32608/1560-1382-2024-45-12-27

 

Аннотация: В статье рассматриваются причины задержки с созданием митрополии Росии, четко зафиксированной А.В. Назаренко, но ясно не объясненной никем из исследователей. Эта задержка фиксируется как иностранными источниками (Яхъя Антиохийский, сообщающий, что «послал к [Владимиру] царь Василий впоследствии митрополитов и епископов»), так и древнерусской письменной традицией («Память и похвала князю Русскому Владимиру» Иакова Мниха и «Повесть временных лет», указывающие, что при освящении Десятинной Церкви в 995 или 996 г. ни митрополита, ни епископов в Киеве еще не было, хотя Иаков упоминает их еще в правление князя Владимира). В статье формулируются три вероятные причины такой задержки с созданием епархии и отправкой иерарха, не характерной для новокрещенных стран византийской ойкумены во второй половине IX – Х в. (Болгарии, Венгрии и Алании). Первая причина – необходимость поиска кандидатур на посты митрополита и, возможно, двух необходимых для дальнейших рукоположений епископов (вероятно, Белгорода и Новгорода), которая должна была занять некоторое время: эту сложность с поиском кандидата подчеркивает факт перевода на Русь из Севастии Армянской митрополита Феофилакта, который был первым или одним из первых митрополитов Росии. Вторая причина – необходимость возведения полноценного собора для митрополита (и, возможно, епископов), чего требовали канонические правила, запрещавшие служение иерарха в храме без необходимых принадлежностей (синтрона, горнего места и т.п.). Ситуацию осложнила третья причина – отсутствие патриарха в 993 – начале 996 г. из-за длительных отлучек императора Василия ΙΙ из Константинополя. Поэтому митрополит приехал на Русь не ранее 996 г., когда уже была подобрана подходящая кандидатура (возможно, и для епископов), освящена Десятинная церковь и поставлен новый патриарх, но вряд ли значительно позже, так как никаких других причин для задержки с отправкой русского первоиерарха после этого не прослеживается, что говорит в пользу приезда (возможно, Феофилакта) в 996–998 гг.

Ключевые слова:
Владимир Святославич, Русская Церковь, Киевская митрополия, Десятинная церковь, христианизация
Библиография

Белецкий Д.В., Виноградов А.Ю. История и искусство христианской Алании. М., 2019. [Beletskiy D.V., Vinogradov A.Yu. Istoriya i iskusstvo khristianskoy Alanii (History and Art of Christian Alania). Moscow, 2019.]

Виноградов А.Ю. О дате строительства, украшения и освящения Св. Софии Киевской // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы: материалы научной конференции 2021–2022. М., 2023. С. 28–43. [Vinogradov A.Yu. O date stroitel'stva, ukrasheniya i osvyashcheniya Sv. Sofii Kiyevskoy (On the Date of Building, Decoration, and Consecration of St Sophia Cathedral of Kiev) // Lazarevskiye chteniya. Iskusstvo Vizantii, Drevney Rusi, Zapadnoy Yevropy: materialy nauchnoy konferentsii 2021–2022. Moscow, 2023. S. 28–43.]

Виноградов А.Ю. Роль брака в формировании преданий о крещении Владимира Святославича // ВЕДС. 2024. Вып. 36: Родственные и квазиродственные связи в экономической, политической, конфессиональной и духовной жизни. С. 30–35. [Vinogradov A.Yu. Rol' braka v formirovanii predaniy o kreshchenii Vladimira Svyatoslavicha (The Role of Marriage in the Formation of Legends Concerning the Baptism of Vladimir Svyatoslavich) // Vostocnaya Evropa v drevnosti i srednevekov’e. 2024. Vyp. 36. S. 30–35.]

Гиппиус А.А. Низвержение кумиров в начальном новгородском летописании: Литературные источники и происхождение текста // ВЕДС. 2014. [Вып.] 26: Язычество и монотеизм в процессах политогенеза. С. 70–75. [Gippius A.A. Nizverzheniye kumirov v nachal'nom novgorodskom letopisanii: Literaturnyye istochniki i proiskhozhdeniye teksta (The Overthrow of Idols in the Novgorodian Annals: Literary Sources and the Origin of the Text) // Vostocnaya Evropa v drevnosti i srednevekov’e. 2014. [Vyp.] 26. S. 70–75.

Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Париж, 1959. Т. 1. [Kartashev A.V. Ocherki po istorii Russkoy tserkvi (Essays on the History of the Russian Church). Paris, 1959. T. 1.]

Лосева О.В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII – первой трети XV веков. М., 2009. [Loseva O.V. Zhitiya russkikh svyatykh v sostave drevnerusskikh Prologov XII – pervoy treti XV vekov (Lives of Rus Saints in Old Rus 12th- to Early 15th-Century Prologs). Mosсow, 2009.]

Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. Древнейшие письменные источники. СПб., 2008. [Milyutenko N.I. Svyatoy ravnoapostol'nyy knyaz' Vladimir i kreshcheniye Rusi. Drevneyshiye pis'mennyye istochniki (St Vladimir and the Conversion of Rus: the Earliest Written Sources). St-Petersburg, 2008.]

Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IXXI веков: тексты, перевод, комментарий. М., 1993. [Nazarenko A.V. Nemetskiye latinoyazychnyye istochniki IX–XI vekov: teksty, perevod, kommentariy (German Latin Sources of the 9th–11th Centuries: Texts, Translation, Commentary). Moscow, 1993.]

Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). М., 2009. (ДГ, 2007 год). [Nazarenko A.V. Drevnyaya Rus' i slavyane (istoriko-filologicheskiye issledovaniya) (Old Rus and Slavs: Historical and Philological Studies). Moscow, 2009.]

Назаренко А.В. О времени учреждения Киевской митрополии (современное состояние проблемы) // Русь эпохи Владимира Великого: государство, церковь, культура: мат-лы Междунар. науч. конф. в память тысячелетия кончины святого равноапостольного князя Владимира и мученического подвига святых князей Бориса и Глеба (Москва, 14–16 октября 2015 г.). М.; Вологда, 2017. С. 130–175. [Nazarenko A.V. O vremeni uchrezhdeniya Kiyevskoy mitropolii (sovremennoye sostoyaniye problemy) (On the Date of the Foundation of the Metropolitan See of Kiev) // Rus' epokhi Vladimira Velikogo: gosudarstvo, tserkov', kul'tura: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii v pamyat' tysyacheletiya konchiny svyatogo ravnoapostol'nogo knyazya Vladimira i muchenicheskogo podviga svyatykh knyazey Borisa i Gleba (Moskva, 14–16 oktyabrya 2015). Moscow; Vologda, 2017. S. 130–175.]

Назаренко А.В. Князь Владимир Великий: креститель, строитель, небесный охранитель Руси: опыт общедоступного научного изложения. М., 2019. [Nazarenko A.V. Knyaz' Vladimir Velikiy: krestitel', stroitel', nebesnyy okhranitel' Rusi: opyt obshchedostupnogo nauchnogo izlozheniya (Prince Vladimir the Great: Baptizer, Builder, Heavenly Guard of Rus: an Accessible Overview). Moscow, 2019.]

Назаренко А.В. «Владимиръ на столѣ»: тронные изображения на монетах крестителя Руси // Анатомия власти: государи и подданные в Европе в Средние века и Новое время. М., 2021. С. 66–88. [Nazarenko A.V. «Vladimir" na stole»: tronnyye izobrazheniya na monetakh krestitelya Rusi (St Vladimir Sitting on the Throne Depicted on His Coins) // Anatomiya vlasti: gosudari i poddannyye v Yevrope v Sredniye veka i Novoye vremya. Moscow, 2021. S. 66–88.]

Печников М.В. «А се новгородскыи епископы»: Спорные вопросы ранней церковной истории Новгорода (конец X – 70-е гг. XI в.) // Вестник церковной истории. 2015. Вып. 3/4 (39/40). С. 209–221. [Pechnikov M.V. «A se novgorodskyi yepiskopy»: Spornyye voprosy ranney tserkovnoy istorii Novgoroda (konets X – 70-ye gg. XI v.) (Disputable Questions of the Early Church History of Novgorod, the late 10th Century – the 1070s) // Vestnik tserkovnoy istorii. 2015. Vyp. 3/4 (39/40). S. 209–221.]

Пономарев А.Л., Сериков Н.И. 989 (6496) год – год крещения Руси (филологический анализ текстов, астрология и астрономия) // Причерноморье в Средние века. 1995. Вып. 2. С. 156–185. [Ponomarev A.L., Serikov N.I. 989 (6496) god – god kreshcheniya Rusi (filologicheskiy analiz tekstov, astrologiya i astronomiya) (989 [6496] as the Year of the Conversion of Rus: Philological Analysis of Texts, Astrology, and Astronomy) // Prichernomor'ye v Sredniye veka. 1995. Vyp. 2. S. 156–185.]

Поппэ А. Митрополиты и князья Древней Руси // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237). 2-е изд. СПб., 1996. С. 443–471. [Poppe A. Mitropolity i knyaz'ya Drevney Rusi (Metropolitans and Princes of Old Rus) // Podskal'ski G. Khristianstvo i bogoslovskaya literatura v Kiyevskoy Rusi (988–1237). 2nd ed. St-Petersburg, 1996. S. 443–471.]

Присёлков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. 2-е изд. СПб., 2003. [Priselkov M.D. Istoriya russkogo letopisaniya XI–XV vv. (A History of Rus Annalistic Writing). 2nd ed. St-Petersburg, 1996.]

Раппопорт П.А. Русская архитектура XXIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982. [Rappoport P.A. Russkaya arkhitektura X–XIII vv.: Katalog pamyatnikov (Rus Architecture of the 10th–13th Centuries: a Catalogue of Monuments). Leningrad, 1982.]

Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. [Shakhmatov A.A. Razyskaniya o drevneyshikh russkikh letopisnykh svodakh (Studies in the Earliest Rus Chronicles). St-Petersburg, 1908.]

Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989. [Shchapov Ya.N. Gosudarstvo i tserkov' Drevney Rusi X–XIII vv. (State and Church in Old Rus, the 10th–13th Centuries). Moscow, 1989.]

Baumgarten N. Saint Vladimir et la conversion de la Russie. Rome, 1932. (Orientalia Christiana Analecta; 27.1).

Christianization and the Rise of Christian Monarchy. Scandinavia, Central Europe and Rus' c. 900–1200 / Ed. by N. Berend. Cambridge, 2007.

Chrysos E. Zur Entstehung der Institution der autokephalen Erzbistümer // Byzantinische Zeitschrift. 1969. Bd. 62. S. 263–286.

Darrouzès J. Le traité des transferts: Edition critique et commentaire // REB. 1984. T. 42. P. 147–214.

Dvornik F. The Making of Central and Eastern Europe. L., 1949.

Graczyńska M. The Cathedrals – The Problem of Place and Space: Origins and Reasons of their Existence in Central Europe (Hungary, Bohemia and Poland) // Hungaro-Polonica. Young Scholars on Medieval Polish-Hungarian Relations. Pécs, 2016. P. 33–48.

Grumel V. Le Περὶ μεταθέσεων et le patriarche de Constantinople Dosithée // REB. 1943. T. 1. P. 239–249.

Honigmann E. Studies in Slavic Church History. A: The Foundation of the Russian Metropolitanate Church according to Greek Sources // Byzantion. 1944/45. Vol. 17. P. 128–162.

Jugie M. Les origines romaines de l’Eglise russe // EO. 1937. T. 36. P. 257–270.

Koch H. Byzanz, Ochrid und Kiev 987–1037 // Kyrios. 1938. Bd. 3. S. 253–292.

Laurent V. Aux origines de l’Eglise russe. L’établissement de l’hiérarchie byzantine // EO. 1939. T. 38. P. 279–295.

Les regestes des actes du patriarcat de Constantinople / Par V. Grumel, 2me ed. revue et corrigée par J. Darrouzès. T. 1.2–3. Paris, 1989.

Müller L. Zum Problem des hierarchischen Status und der jurisdiktionellen Abhängigkeit der russischen Kirche vor 1039. Köln; Braunsfeld, 1959. (Osteuropa und der deutsche Osten. Beiträge aus Forschungsarbeiten und Vorträgen der Hochschulen des Landes Nordrhein-Westfalen. Reihe III: Westfälische Wilhelms-Universität zu Münster; 6).

Poppe A. The Political Background to the Baptism of Rus’. Byzantine-Russian Relations between 986–989 // DOP. 1976. Vol. 30. P. 195–244.

Poppe A. The Original Status of the Old-Russian Church // Acta Poloniae Historica. 1979. T. 39. P. 5–45.

Szende K. From Model to Rival? Competition or Complementarity in Bishops’ Seats in East Central Europe // Religion and Urbanity Online. B.; Boston, 2022.

Vernadsky G. The status of the Russian Church during the first half-century following Vladimir’s conversion // Slavonic Yearbook American Series. 1941. Vol. 1. P. 294–314.

Ῥάλλης Γ., Ποτλής Μ. Σύνταγμα τῶν θειῶν καὶ ἱερῶν κανόνων. Ἀθῆναι, 1855. T. 2.