Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2025, 9-27

Внутриполитический конфликт в Афинах конца V в. до н. э. и амнистии как средство его разрешения

И. Е. Суриков

Институт всеобщей истории РАН

 

 

Источник финансирования: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00024, https://rscf.ru/project/23-28-00024.

 

Ссылка для цитирования: Суриков И.Е. Внутриполитический конфликт в Афинах конца V в. до н. э. и амнистии как средство его разрешения // Древнейшие государства Восточной Европы. 2025 год: Пути и способы разрешения конфликтов / Отв. ред. тома Т.Н. Джаксон. М.: ГАУГН-Пресс, 2025. С. 9–27.

 

DOI: 10.32608/1560-1382-2025-46-9-27

 

Аннотация:  В конце V в. до н. э. Афины пережили тяжелейший внутренний конфликт. Он развертывался между сторонниками демократии и ее противниками (олигархами), достиг весьма высокого накала и в конечном счете вылился (в 404–403 гг. до н. э.) в полномасштабную гражданскую войну. В контексте конфликта государство несколько раз обращалось к амнистии. Впрочем, амнистия может быть не только средством разрешения конфликта, но и средством его эскалации: всё зависит от набора конкретных условий. Так было и в афинском полисе рассматриваемого периода: если амнистия 404 г. до н. э. только усугубила противостояние, то совсем иной результат имела амнистия 403 г. до н. э., после которой наступил весьма долгий (до самой ликвидации демократии македонянами в 322 г. до н. э.) период завидной стабильности, отсутствия смут. Именно эта амнистия в статье рассматривается наиболее детально; в частности, ставится вопрос о том, была ли она продиктована правовыми или политическими мотивами. Второй из двух ответов на этот вопрос представляется более вероятным. Приводятся данные о нескольких судебных процессах, имевших место сразу после амнистии и представлявших собой попытки обойти ее. Одним из таковых был известный суд над Сократом: хотя в последнее время в историографии заметна тенденция отрицать его скрытую связь с политикой (официально философ обвинялся в религиозных преступлениях), в действительности свидетельства источников дают основания утверждать, что противники Сократа преследовали его прежде всего как политического оппонента, поскольку он жестко критиковал тогдашнюю демократию. В заключение высказывается мысль о том, что не разряжает ситуацию, а приводит к ее обострению такая амнистия, которая навязана внешней силой, а не выросла из внутренних потребностей данного общества (это относится к амнистии 404 г. до н. э.).

Ключевые слова:
классическая Греция, Афины, конфликт, амнистия, демократия, олигархия, судебные процессы
Библиография

Суриков И.Е. Сократ. М., 2011. [Surikov I.E. Sokrat (Socrates). Moscow, 2011.]

Суриков И.Е. Афины в периоды смут и в периоды стабильности: некоторые компаративные наблюдения // Древний мир: история и археология. Сборник научных статей / Под ред. Ф.А. Михайловского. М., 2022. С. 218–228. [Surikov I.E. Afiny v periody smut i v periody stabil’nosti: nekotorye komparativnye nablyudeniya (Athens in the Periods of Sedition and in the Periods of Stability: Some Comparative Observations) // Drevniy mir: istoriya i archeologia. Sbornik nauchnykh statey / Pod red. F.A. Mikhailovsky. Moscow, 2022. S. 218–228.]

Суриков И.Е. Амнистия как средство разрешения конфликта и как средство эскалации конфликта (несколько эпизодов из истории классических Афин) // ВЕДС. 2023. [Вып.] XXХV: Роль религии в формировании социокультурных практик и представлений. С. 184–188. [Surikov I.E. Amnistiya kak sredstvo razresheniya konflikta i kak sredstvo eskalatsii konflikta (neskol’ko epizodov iz istorii klassicheskikh Afin) (Amnesty as a Means of Settlement of a Conflict and as a Means of Escalation of a Conflict: Several Episodes from the History of Classical Athens) // Vostochnaya Yevropa v drevnosti i srednevekov’ye. XXXV: Rol’ religii v formirovanii sotsiokul’turnykh praktik i predstavleniy. Moscow, 2023. S. 184–188.]

Суриков И.Е. Из истории афинских олигархических переворотов конца V в. до н. э. I: Пелопоннесская война и внутриполитическое положение в Афинах // Проблемы истории, филологии, культуры. 2024. № 1 (83). С. 134–151. [Surikov I.E. Iz istorii afinskikh oligarkhicheskikh perevorotov kontsa V v. do n.e. I: Peloponnesskaya voyna i vnutripoliticheskoe polozhenie v Afinakh (From the History of Athenian Oligarchic Coups d’État in the Late 5th Century B.C. I: The Peloponnesian War and Internal Situation in Athens) // Problemy istorii, filologii, kul’tury. 2024. No. 1 (83). S. 134–151.]

Beck-Schachter A.J. The Lysandreia // Myth, Text, and History in Sparta / Ed. T. Figueira. Piscataway, 2016. P. 105–167.

Buck R.J. Thrasybulus and the Athenian Democracy: The Life of an Athenian Statesman. Stuttgart, 1998.

Canevaro M. The Documents in the Attic Orators: Laws and Decrees in the Public Speeches of the Demosthenic Corpus. Oxford, 2013.

Canevaro M., Harris E.M. The Documents in Andocides’ On the Mysteries // CQ. 2012. Vol. 62. P. 98–129.

Carawan E. Eisangelia and Euthuna: The Trials of Miltiades, Themistocles, and Cimon // Greek, Roman and Byzantine Studies. 1987. Vol. 28. No. 2. P. 167–208.

Carawan E. The Athenian Amnesty and Reconstructing the Law. Oxford, 2013.

Cataldi S. I processi agli strateghi ateniesi della prima spedizione in Sicilia e la politica cleoniana // Processi e politica nel mondo antico / Ed. M. Sordi. Milano, 1996. P. 37–63.

Cohen D. Demosthenes’ Against Meidias and Athenian Litigation // Symposion 1990. Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte / Ed. M. Gagarin. Köln, 1991. P. 154–164.

Danzig G. The Use and Abuse of Critias: Conflicting Portraits in Plato and Xenophon // CQ. 2014. Vol. 64. No. 2. P. 507–524.

Develin R. Athenian Officials 684–321 B.C. Cambridge, 2003.

Dreher M. Die Herausbildung eines politischen Instruments: Die Amnestie bis zum Ende der klassischen Zeit // Vergeben und Vergessen? Amnestie in der Antike / Ed. K. Harter-Uibopuu, F. Mitthof. Wien, 2013. S. 71–94.

Finley M.I. The Ancestral Constitution. Cambridge, 1971.

Flower M.A. Agesilaus of Sparta and the Origins of the Ruler Cult // CQ. 1988. Vol. 38. No. 1. P. 123–134.

Furley W.D. Andokides and the Herms: A Study of Crisis in Fifth-Century Athenian Religion. L., 1996.

Gish D. Defending dēmokratia: Athenian Justice and the Trial of the Arginusae Generals in Xenophon’s Hellenica // Xenophon: Ethical Principles and Historical Enquiry / Ed. F. Hobden, C. Tuplin. Leiden; Boston, 2012. P. 161–212.

Gottesman A. The Sōphrosynē of Critias: Aristocratic Ethics after the Thirty Tyrants // Early Greek Ethics / Ed. D.C. Wolfsdorf. Oxford, 2020. P. 243–261.

Hansen M.H. The Concepts of Demos, Ekklesia, and Dikasterion in Classical Athens // Greek, Roman and Byzantine Studies. 2010. Vol. 50. P. 499–536.

Harris E. The Work of Craterus and the Documents in the Attic Orators and in the “Lives of the Ten Orators” // Klio. 2021. Bd. 103. Ht. 2. S. 463–504.

Heftner H. Der oligarchische Umsturz des Jahres 411 v. Chr. und die Herrschaft der Vierhundert in Athen: Quellenkritische und historische Untersuchungen. Frankfurt am Main, 2001.

Herman G. Honour, Revenge and the State in Fourth-Century Athens // Die athenische Demokratie im 4. Jahrhundert v. Chr.: Vollendung oder Verfall einer Verfassungsform? / Ed. W. Eder. Stuttgart, 1995. P. 43–60.

Herrmann F.-G. Hat Kritias nach Spartas Pfeife getanzt? // Das antike Sparta / Ed. V. Pothou, A. Powell. Stuttgart, 2017. S. 133–155.

Joyce C.J. Amnesty and Reconciliation in Late Fifth-Century Athens: The Rule of Law under Restored Democracy. Edinburgh, 2022.

Kapparis K. The Curious Case Against Timarchus: Rhetoric and Prejudice // Evidence and Proof in Ancient Greece / Ed. C. Carey, M. Edwards, B. Griffith-Williams. Cambridge, 2024. P. 65–78.

Krentz P. The Thirty at Athens. Ithaca, 1982.

Lehmann G.A. Überlegungen zu den oligarchischen Machtergreifungen im Athen des 4. Jahrhunderts v. Chr. // Die athenische Demokratie im 4. Jahrhundert v. Chr.: Vollendung oder Verfall einer Verfassungsform? / Ed. W. Eder. Stuttgart, 1995. S. 139–150.

Lentakis V. Reshuffling the Evidence: A Reading of Demosthenes 54 Against Conon // Evidence and Proof in Ancient Greece / Ed. C. Carey, M. Edwards, B. Griffith-Williams. Cambridge, 2024. P. 55–63.

Loening T.C. The Reconciliation Agreement of 403/2 B.C. in Athens. Stuttgart, 1987.

Loraux N. La cité divisée: L’oubli dans la mémoire d’Athènes. P., 1997.

Lotze D. Lysander und der Peloponnesische Krieg. B., 1964.

Malkin I., Blok J. Drawing Lots: From Egalitarianism to Democracy in Ancient Greece. Oxford, 2024.

Marcaccini C. Rivoluzione oligarchica o restaurazione della democrazia? I Cinquemilia, la πρόκρισις e la patrios politeia // Klio. 2013. Bd. 95. Ht. 2. S. 405–428.

Marr J.L., Rhodes P.J. The ‘Old Oligarch’: The Constitution of the Athenians Attributed to Xenophon. Oxford, 2015.

Muccioli F. Gli onori divini per Lisandro a Samo. A proposito di Plutarchus, Lysander 18 // The Statesman in Plutarch’s Works: Proceedings of the Sixth International Conference of the International Plutarch Society. Vol. 2: The Statesman in Plutarch’s Greek and Roman Lives / Ed. L. de Blois, J. Bons, T. Kessels, D.M. Schenkeveld. Leiden; Boston, 2005. P. 199–213.

Natalicchio A.Μὴ μνησικακεῖν”: l’amnistia // I Greci: Storia, cultura, arte, società / Ed. S. Settis. Vol. 2. II. Torino, 1997. P. 1305–1322.

Osborne R. Changing the Discourse // Popular Tyranny: Sovereignty and its Discontents in Ancient Greece / Ed. K.A. Morgan. Austin, 2003. P. 251–272.

Ostwald M. From Popular Sovereignty to the Sovereignty of Law. Law, Society, and Politics in Fifth-Century Athens. Berkeley, 1986.

Rhodes P.J. Thucydides and Athenian History // Brill’s Companion to Thucydides / Ed. A. Rengakos, A. Tsakmakis. Leiden, 2006. P. 523–546.

Rhodes P.J. Instability in the Greek Cities // Deformations and Crises of Ancient Civil Communities / Ed. V. Goušchin, P.J. Rhodes. Stuttgart, 2015. P. 27–47.

Scheibelreiter P. Atheniensium vetus exemplum: Zum Paradigma einer antiken Amnestie // Vergeben und Vergessen? Amnestie in der Antike / Ed. K. Harter-Uibopuu, F. Mitthof. Wien, 2013. S. 95–126.

Simmons R.H. Demagogues, Power, and Friendship in Classical Athens: Leaders as Friends in Aristophanes, Euripides, and Xenophon. L., 2023.

Ungern-Sternberg J. von. ‘Die Revolution frißt ihre eignen Kinder’: Kritias vs. Theramenes // Große Prozesse im antiken Athen / Ed. L. Burckhardt, J. von Ungern-Sternberg. München, 2000. S. 144–156.

Vlastos G. Socrates, Ironist and Moral Philosopher. Ithaca, 1991.

Waterfield R. Xenophon on Socrates’ Trial and Death // Xenophon: Ethical Principles and Historical Enquiry / Ed. F. Hobden, C. Tuplin. Leiden; Boston, 2012. P. 269–305.

Wolpert A. The Violence of the Thirty Tyrants // Ancient Tyranny / Ed. S. Lewis. Edinburgh, 2006. P. 213–223.

Wolpert A. Xenophon on the Violence of the Thirty // Xenophon on Violence / Ed. A. Kapellos. B.; Boston, 2019. P. 169–187.

Youni M.S. Use and Abuse of Evidence in the Herms and Mysteries Cases // Evidence and Proof in Ancient Greece / Ed. C. Carey, M. Edwards, B. Griffith-Williams. Cambridge, 2024. P. 40–54.