Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2025, 33-34

Варианты интерпретации одного конфликта: Мятеж 673 г. от «Истории короля Вамбы» Юлиана Толедского до «Истории Испании» Альфонсо Х Мудрого

О. В. Ауров

РАНХиГС

 

 

Источник финансирования: Статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГС.

 

Ссылка для цитирования: Ауров О.В. Варианты интерпретации одного конфликта: Мятеж 673 г. от «Истории короля Вамбы» Юлиана Толедского до «Истории Испании» Альфонсо Х Мудрого // Древнейшие государства Восточной Европы. 2025 год: Пути и способы разрешения конфликтов / Отв. ред. тома Т.Н. Джаксон. М.: ГАУГН-Пресс, 2025. С. 1–1.

 

DOI: 10.32608/1560-1382-2025-46-1-1

 

Аннотация: Статья посвящена истории интерпретаций одного из наиболее масштабных конфликтов рубежа Античности и Средневековья: мятежа дукса Павла против Вамбы (672–680), правителя Толедского королевства вестготов (весна–осень 673 г.). Современник и участник событий, Юлиан Толедский, в своей «Истории (короля) Вамбы» (680-е гг.) представил их как столкновение «благочестивого правителя» (princeps reliogiosus) и «короля-узурпатора» (rex tyrannus), правда в котором целиком находилась на стороне первого. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что интерпретация Юлиана была весьма субъективной, поскольку права Вамбы на королевский престол были настолько же сомнительными, как и у его соперника Павла, и современники должны были хорошо понимать это. Тем не менее после мусульманского завоевания и падения Толедского королевства в начале VIII в. все эти детали были забыты и трактовка событий приобрела «однолинейный», «черно-белый» характер, что хорошо видно в астурийских хрониках конца IX в. – «Альбельдской хронике» и двух редакциях «Хроники Альфонсо III». Эта трактовка без особых вариаций была воспроизведена и в «Силосской (Леонской) истории» в XII в. В латинских нарративах XIII в., созданных после Четвертого крестового похода (1204 г.) появились новые нюансы: негативное отношение к грекам и православию, из-за чего Павел был назван греком, а его предательство стало интерпретироваться как проявление его этноконфессиональной принадлежности. Вероятно, изначально это положение утвердилось в устной традиции, а в латинскую хронистику проникло благодаря Луке Туйскому (ум. в 1240 г.) и его «Всемирной хронике» (ок. 1236 г.). Оттуда такая трактовка событий 673 г. попала в «Историю об испанских событиях» (ок. 1247 г.) авторитетнейшего Родриго Хименеса де Рада (ум. в 1247 г.). В процессе перехода от латинской к старокастильской историографии (Romancing the Past в его кастильском варианте) изменился и образ мятежа 673 г. «История Испании» Альфонсо Х Мудрого (Изначальная редакция, 1270–1274 гг.) не только объединила интерпретации Луки Туйского и Родриго Толедского, но и добавила к ним трактовку события как мятежа неверного вассала против достойного сеньора, включая оммаж и иные «классические» атрибуты вассально-сеньориальных отношений.

Ключевые слова:
средневековая Испания, средневековое историописание, частная война, Юлиан Толедский, Альфонсо Х Мудрый, Родриго Хименес де Рада, princeps religiosus, rex tyrannus, вассалитет, оммаж
Библиография

Ауров О.В. Риторика вместо права. «История Вамбы» Юлиана Толедского и проблема правовой защиты королевской власти // СВ. 2015. Т. 76. № 3–4. C. 291–309. [Aurov O.V. Ritorika vmesto prava. «Istorija Vamby» Juliana Toledskogo i problema pravovoj zashhity korolevskoj vlasti (Rhetoric Instead of Law. Julian of Toledo’s «History of Wamba» and the Problem of Legal Protection of Royal Power from Usurpation) // Srednie veka. 2015. T. 76. No. 3–4. S. 291–309.]

Ауров О.В. Власть, Церковь и текст в Испании до 1000 года // Теология и политика. Власть, Церковь и текст в королевствах вестготов (V – начало VIII в.): Исследования и переводы / Под ред. О.ВАурова, Е.СМарей. М., 2017. С. 183–266. [Aurov O.V. Vlast’, Cerkov’ i tekst v Ispanii do 1000 goda (Power, Church and Text in Spain before 1000) // Teologiya i politika. Vlast’, Tserkov’ i tekst v korolevstvakh vestgotov (V – nachalo VIII v.): Issledovaniya i perevody / Pod red. O.VAurova, E.SMarey. Moscow, 2017. S. 183–266.] (а)

Ауров О.В. «История Вамбы» Юлиана Толедского и проблема правовой защиты королевской власти от узурпаций // Теология и политика. Власть, Церковь и текст в королевствах вестготов (V – начало VIII в.): Исследования и переводы / Под ред. О.ВАурова, Е.СМарей. М., 2017. C. 99–128. [Aurov O.V. «Istoriya Vamby» Yuliana Toledskogo i problema pravovoy zashchity korolevskoy vlasti ot uzurpatsiy (The «History of Wamba» by Julian of Toledo and the Problem of Legal Protection of Royal Power from Usurpation) // Teologiya i politika. Vlast’, Tserkov’ i tekst v korolevstvakh vestgotov (V – nachalo VIII v.): Issledovaniya i perevody / Pod red. O.V. Aurova, E.S. Marey. Moscow, 2017. S. 99–128.] (б)

Ауров О.В. Альфонсо Х Мудрый, его эпоха и его «История Испании» // Альфонсо X Мудрый и сотрудники. История Испании. Т. 1 / Под общ. ред. О.В. Аурова, И.В. Ершовой, Н.А. Пастушковой. СПб., 2019. С. 31–94. [Aurov O.V. Al’fonso X Mudryy, ego epokha i ego «Istoriya Ispanii» (Alfonso X the Wise, His Era and His «Estoria de Espanna») // Al’fonso X Mudryy i sotrudniki. Istoriya Ispanii. T. 1 / Pod obshch. red. O.V. Aurova, I.V. Ershovoy, N.A. Pastushkovoy. St. Petersburg, 2019. S. 31–94.] (а)

Ауров О.В. Испания в эпоху вестготов. СПб., 2019. [Aurov O.V. Ispaniya v epokhu vestgotov. (Spain during the Visigothic Era). St. Petersburg, 2019.] (б)

Ауров О.В. Византийский мир в зеркале кастильского и леонского историописания XIII века // Диалог со временем. 2020. Вып. 72. С. 310–320. [Aurov O.V. Vizantiyskiy mir v zerkale kastil’skogo i leonskogo istoriopisaniya XIII veka (The Byzantine World in the Mirror of Castilian and Leonese Historiography of the 13th Century) // Dialog so vremenem. 2020. Vyp. 72. S. 310–320.]

Alfonso X el Sabio y las crónicas de España /Al cuidado de I. Fernández-Ordoñez. Valladolid, 2000.

Alfonso X the Learned of Castile and His Thirteenth-Century Renaissance. Philadelphia, 1990. P. 1–13.

Alonso Alvarez R. La obra histórica del obispo Pelayo de Oviedo (1089–1153) y su relación con la Historia legionensis (llamada silensis) // e-Spania. URL: https://journals.openedition.org/e-spania/21586 (дата обращения: 20.11.2024).

Altés Domínguez A. La simbología de la abeja en la unción de Wamba // Estudios medievales Hispánicos. 2018. No. 6. P. 29–41.

Asiss-González F., Carrizo W.J. La unción de Wamba en la “Historia Wambae Regis” de Julián de Toledo: los prodigos de la abeja y la columna de humo, y las luchas políticas del 680 // La Corónica. A Journal of Medieval Hispanic Languages, Literatures & Cultures. 2024. Vol. 51. No. 1. P. 139–172.

Biglieri A.A. Divus Titus: de Suetonio a Alfonso X // Auster. 2000. No. 5. P. 87–112.

Bonch-Bruevich X. A Philosophical History: Unity and Diversity in Rodrigo Jiménez de Rada’s Historia de Rebus Hispanie // Viator. 2006. Vol. 37. P. 223–239.

Bravo López F. Rodrigo Jiménez de Rada and His Historia: Distortions, Manipulations and New Perspectives // Mark of Toledo. Intellectual Context and Debates between Christians and Muslims in Early Thirteenth Century Iberia. Córdoba; L., 2022. P. 53–76.

Burns R.I. Stupor Mundi: Alfonso X of Castile, the Learned // Emperor of Culture: Alfonso X the Learned of Castile and His Thirteenth-Century Renaissance. Philadelphia, 1990. P. 1–13.

Castillo Lozano J.Á. “El rey parte a la batalla”: la expedición emprendida por el rey Wamba contra el rebelde Paulo // VI Congreso virtual sobre Historia de las Vias de Comunicación. 2018. P. 109–116. URL: https://www.revistacodice.es/publi_virtuales/vi_c_h_camineria/comunicaciones/castillo-wamba.pdf (дата обращения: 18.11.2024).

Catalán D. La Estoria de España de Alfonso X: creación y evolución. Madrid, 1992.

Catalán D. Removiendo los cimientos de la Historia de España en su perspectiva medieval // Cuadernos de Historia del Derecho. 2004. Vol. Extraordinario. P. 73–86.

Collins R. La Conquista árabe, 710–797. Barcelona, 1991.

Collins R. La España Visigoda, 409–711. Barcelona, 2005.

El relato historiográfico: textos y traducciones en la España medieval / Ed. par F. Bautista Pérez. L., 2006.

Fernández Ordoñez I. Alfonso X el Sabio en la historia del Español // Historia de la lengua española / Coord. por R. Cano Aguilar. Barcelona: Ariel España, 2004. P. 381–422.

Fernández Ordoñez I. El Mío Cid através de la crónicas medievales // Ochocientos años de “Mio Cid”: Una visión interdisciplinar / Ed. por J. Gómez. Madrid, 2008. P. 153–176.

Fernández Ordoñez I. La lengua de los documentos del rey: Del latín a las lenguas vernáculas en las cancillerías regias de la Península Ibérica // La construcción medieval de la memoria regia / Ed. por P. Martínez Sopena, A. Rodríguez López. Valencia, 2011. P. 325–363.

Fernández Ordoñez I. Las Estorias de Alfonso el Sabio. Madrid, 1992.

Funes L. El modelo historiográfico alfonsí: una caracterización. L., 1997.

Funes L. Una versión nobilitaria de la historia reciente de Castilla en la Castilla pos-alfonsí: la “Historia hasta 1288 dialogada” // Revista de Literatura Medieval. 2003. T. 15. No. 2. P. 71–83.

García Moreno L.A. España 702–719. La conquista musulmana. Sevilla, 2014.

García Moreno L.A. La Monarquía de España: los orígenes (siglo VIII). Madrid, 2022.

García Moreno L.A. La sucesión al trono en el Reino Godo de Toledo. La perspectiva prosopográfica // Docrtina a magistro discipulis tradita. Estudios en homenaje al profesor Dr. Luis García Iglesias. Madrid: Ed. UAM, 2010. P. 395–412.

Given-Wilson Ch. Chronicles: The Writing of History in Medieval England. L.; N.Y., 2004.

Gómez Redondo F. La materia cidiana en la crónica general alfonsí: tramas y fórmulas // Teoría y práctica de la historiografía hispánica medieval / Ed. by A. Ward. Birmingaham, 2000. P. 99–123.

Henriet P. L’Historia Silensis, chronique écrite par un moine de Sahagún. Nouveaux arguments // e-Spania. URL: https://journals.openedition.org/e-spania/21655 (дата обращения: 20.11.2024).

Hijano M. Crónica particular de San Fernando: composición y transmisión // Medieval Studies in Honor of Peter Linehan / Ed. F.J. Hernández, R. Sánchez Ameijeiras, E. Falque. Firenze, 2018. P. 275–321.

Hijano Villegas M. La Crónica de Castilla: tradición e innovación // Literatura medieval y renacentista en España: líneas y pautas / Coord. por N. Fernández Rodríguez, M. Fernández Ferreiro. Salamanca, 2012. P. 645–654.

Isla Frez A. La Alta Edad Media. Siglos VIII–XI. Madrid, 2002.

Isla Frez A. La historiografía de la época de Alfonso VI: la llamada “Historia Silense” // Alfonso VI y su legado. Actas del Congreso Internacional, Sahagún, 29 de octubre al 1 de noviembre de 2009: IX Centenario de Alfonso VI (1109–2009) / Ed. por C. Estepa Díez, E. Fernández González, J.J. Rivera Blanco. León, 2012. P. 81–88.

Isla Frez A. La sociedad gallega en la Alta Edad Media. Madrid, 1992.

L’écriture des textes historiographiques au Moyen Âge (Péninsule Ibérique et France) / Ed. par A. Arizaleta. Toulouse, 2008.

La historia alfonsí: el modelo y sus destinos (siglos XIII–XV). Seminario organizado por la Casa de Velázquez (30 de enero de 1995) / Ed. por G. Martin. Madrid, 2000.

Le Morvan G. Reinos e imperio: la Historia legionensis (llamada silensis) y la reivindicación leonesa de la herencia visigótica // e-Spania. URL: https://journals.openedition.org/e-spania/21681 (дата обращения: 20.11.2024).

Le pouvoir de l’historiographie dans le projet d’Alfonse X / Coord. par F. Bautista, I. Salvo García. Lyon, 2022. (Cahiers d’études hispaniques médiévales; 45).

Linehan P. Fechas y sospechas sobre Lucas de Tuy // Anuario de Estudios Medievales. 2002. Vol. 32. No. 1. P. 19–38.

Linehan P. History and the Historians of Medieval Spain. Oxford, 1993.

Linehan P. On Further Thought: Lucas of Tuy, Rodrigo of Toledo and the Alphonsine Histories // Anuario de Estudios Medievales. 1997. Vol. 27. P. 415–436.

Lomax D.W. Rodrigo Jiménez de Rada como historiador // Actas del V Congreso de la Asociación Internacional de Hispanistas (1974). Bordeaux, 1977. P. 587–592.

Martin C. L’innovation politique dans le royaume de Tolède: le sacre du souverain. // Elections et pouvoirs politiques du VIIe au XVIIe siècle. P., 2009. Р. 289–298.

Martin G. Les Juges de Castille. Mentalités et discours historique dans l’Espagne medieval. P., 1992.

Martin G. Ordoño Sisnandez, autor de la Historia legionensis (llamada silensis). Notas histórico-filológicas sobre un ego fundador // e-Spania. URL: https://journals.openedition.org/e-spania/21711 (дата обращения: 20.11.2024).

Martínez Pizarro J. The Story of Wamba. Julian of Toledo’s Historia Wambae regis. Washington, 2005.

Mora G. Augusto en las primeras historias de España y en los programas iconográficos del Renacimiento // Revista de historiografía. 2017. P. 27–47.

Parra Romo Á. El ejército visigodo en campana, Wamba y la secesión de la Narbonense // Studia Historica. Historia Antigua. 2018. No. 36. P. 221–251.

Paulmier-Foucart M., Duchenne M.-Ch. Vincent de Beauvais et le “Grand miroir du monde”. Turnhout, 2004.

Reilly B.F. The De Rebus Hispanie and the Mature Latin Chronicle in the Iberian Middle Ages // Viator. 2012. Vol. 43. No. 2. P. 131–146.

Ruchesi F. Military Matters in the Visigothic Kingdom: Initial Considerations // Visigothic Symposium. 2018–2020. No. 3. P. 72–87. URL: https://visigothicsymposia.org/wp-content/uploads/2018/12/Ruchesi-Military-Matters-in-the-Visigothic-Kingdom-Visigothic-Symposium-3-2018-72-87.pdf (дата обращения: 18.11.2024).

Soto Chica J. Leovigildo, rey de los hispanos. Madrid, 2023.

Steinbach S. King Wamba´s Campaign against dux Paulus (673) // The Visigothic Kingdom. The Negotiation of Power in Post-Roman Iberia / Ed. by S. Panzram, P. Pachá. Amsterdam, 2020. P. 117–136.

Teoría y práctica de la historiografía hispánica medieval /Ed. by A. Ward. Birmingham, 2000.

Valdés García O. Lucas de Tuy // Diccionario bibliográfico electrónico. Real Academia de la Historia. [2018] URL: https://dbe.rah.es/biografias/4206/lucas-de-tuy (дата обращения: 20.11.2024).

Velázquez Soriano I. “Pro patriae gentisque Gothorum statu” (4th Council of Toledo, canon 75, a. 633) // Regna and Gentes. The Relationship between Late Antique and Early Medieval Peoples and Kingdoms in the Transformation of the Roman World / Ed. by H.-W. Goetz, J. Jarnut, S. Kschke. Leiden, 2003. P. 161–217.

Velázquez Soriano I. Wamba y Paulo: Dos personalidades enfrentadas y una rebelión // Espacio, Tiempo y Forma. Ser. II: Historia Antigua. 1989. T. 2. P. 213–222.

Ward A. “Yo uno solo non ualo mas que otro omne”: el rey Wamba en la historiografía de la Baja Edad Media // e-Spaina. URL: https://journals.openedition.org/e-spania/11963 (дата обращения: 13.11.2024).

Ward A. Past, Present and Future in the Latin and Romance Historiography of the Medieval Christian Kingdoms of Spain // Journal of Medieval Iberian Studies. 2009. Vol. 1. P. 147–162.

Ward A. History and Chronicles in Late Medieval Iberia: Representation of Wamba in Late Medieval Narrative Histories. Leiden, 2011. (a)

Ward A. Images of Rodrigo: the construction of the Past and Present in Late Medieval Iberian Chronicles // Edad Media. Revista de Historia. 2011. No. 12. P. 99–118. (b)

Ward A. “Batallas cibdadanas” y un emperador “muy bueno e muy esforçado en todos los fechos que cometie” – Octaviano César Augusto en la “General Estoria” y la “Estoria de España” // Cahiers d’études hispaniques médiévales. 2022. No. 45. P. 89–112.