Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2011, 221-246

Устная традиция и традиция фиксированных текстов

Ю. А. Клейнер

Одна из главных проблем изучения текстов, дошедших до нас в запи-
си (эпос, саги), связана с тем, что черты, свойственные, как считается,
исключительно устности, обнаруживаются в произведениях, которые не
восходят к периоду устного бытования. По этой причине данные чер-
ты не могут использоваться в качестве критерия при определении ха-
рактера текстов (устный — письменный). Следует отметить, однако,
что эти черты в большинстве своем относятся не столько к отдельным
текстам, сколько в целом к традиции. Устная традиция, основывающая-
ся на принципе «сочинения в процессе исполнения», предполагает от-
сутствие фиксированного текста (М. Пэрри, А.Б. Лорд) и, как следствие
этого, осознанного авторства (М.И. Стеблин-Каменский). Сама идея за-
писи приходит вместе с литературой; соответственно, записанный текст
автоматически переводится в иную традицию, предполагающую фик-
сированность и авторство, реальное или предполагаемое. В этой ситуа-
ции может быть записан и текст созданный «в процессе исполнения»,
который будет восприниматься как авторский. Такие тексты, хотя и не
предполагающие устного бытования, но построенные по традиционным
правилам, могут использоваться в качестве материала для изучения со-
ответствующей устной традиции, но не как источник при реконструкции
«исторического фона», искажаемого этими правилами.

Ключевые слова:
устность, устная традиция, традиция фиксированных текстов, авторство, исторический фон, реконструкция
Библиография

Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словес-
ность» // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.
С. 205–266.
Беовульф / Пер. В.Г. Тихомирова // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь
о Нибелунгах. М., 1975. С. 27–178.
Видсид / Пер. В.Г. Тихомирова // Древнеанглийская поэзия. М., 1982.
С. 14–22.
Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1964.
Глазырина Г.В. О формировании текста «Саги об Ингваре» // Восточная
Европа в исторической ретроспективе: К 80-летию В.Т. Пашуто. М.,
1999. С. 47–55.
Джаксон Т.Н. Путь саги // ВЕДС. XX: Трансконтинентальные и локаль-
ные пути как социокультурный феномен. М., 2008. С. 56–62.
100 Ср.: «Эпическое произведение сперва рассказывало только о том, что было.
<...> Затем, с течением времени события и исторические лица все больше транс-
формировались, все больше обрастали вымыслом. Произведение переходило в дру-
гой жанр, с другой степенью и другим качеством художественного обобщения. По-
являлась былина. <...> Следующий этап нарастания вымысла в сюжете превращал
былину в богатырскую сказку» (Лихачев Д.С. «Единичный исторический факт» и
художественное обобщение. С. 435).
244
Лорд А.Б. Сказитель. М., 1994.
Кисилиер М.Л. Что это такое — язык поэтической традиции. В поисках
подхода к языку греческой поэтической традиции // Поэтика тради-
ции: Сборник научных трудов / Под ред. Я.В. Василькова, М.Л. Киси-
лиера. Предисл. Ю.А. Клейнера. СПб., 2010. С. 45–67.
Клейнер Ю.А. Латинская грамматическая традиция в Англии VIII–XI вв.
(Беда, Алкуин, Эльфрик) // История лингвистических учений. Средне-
вековая Европа. Л., 1985. С. 62–76.
Клейнер Ю.А. Устная традиция и письменная культура // Путилов Б.Н.
Фольклор и народная культура. Отдел второй: In memoriam. СПб.,
2003. С. 314–320.
Клейнер Ю.А. Сюжет — песнь — традиция // Слово в перспективе лите-
ратурной эволюции. К 100-летию М.И. Стеблин-Каменского. М., 2004.
С. 161–172.
Клейнер Ю.А. «Легенда о призвании певца» с точки зрения формуль-
ной теории // Германистика. Скандинавистика. Историческая поэтика.
(К дню рождения О.А. Смирницкой): Сборник научных статей. М.,
2008. С. 282–294.
Клейнер Ю.А. Язык эпической традиции в синхронии и диахронии //
Поэтика традиции: Сборник научных трудов / Под ред. Я.В. Ва-
силькова, М.Л. Кисилиера. Предисл. Ю.А. Клейнера. СПб, 2010.
С. 18–44.
Клейнер Ю.А. Стяги и копья (к поэтике эпических реалий) // Висы друж-
бы: Сборник статей в честь Т.Н. Джаксон. М., 2011. С. 157–166.
Кузьменко Ю.К. Средневековые исландские грамматические трактаты //
История лингвистических учений. Средневековая Европа. Л., 1985.
С. 77–97.
Литаврин Г.Г. Введение // Константин Багрянородный. Об управлении
империей. М., 1989. С. 18–31.
Лихачев Д.С. «Единичный исторический факт» и художественное
обобщение в русских былинах // Славяне и Русь: [к 60-летию акад.
Б.А. Рыбакова]. М., 1968. С. 429–435.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
Лихачев Д.С. Устные истоки художественной системы «Слова о полку
Игореве» // Он же. «Слово о полку Игореве» и культура его времени.
2-е изд., доп. Л., 1985.
Младшая Эдда / Изд. подгот. О.А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский.
Л., 1970.
Путилов Б.Н. Историзм былинного эпоса и проблема исторической эво-
люции жанра // Он же. Экскурсы в историю и теорию славянского
эпоса. СПб., 1999. С. 69–106.
Путилов Б.Н. Негош и черногорская эпическая традиция // Он же. Экс-
курсы в историю и теорию славянского эпоса. СПб., 1999. С. 244–
264.
Сага о Волсунгах / Пер., предисл. и примеч. Б.И. Ярхо. М.; Л., 1934.
245
Смирницкая О.А. Видсид. Примечания // Древнеанглийская поэзия. М.,
1982. С. 250–261.
Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980.
Старшая Эдда / Пер. А.И. Корсуна // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь
о Нибелунгах. М., 1975. С. 181–356.
Стеблин-Каменский М.И. «Круг Земной» как литературный памятник //
Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980. С. 581–592.
Стеблин-Каменский М.И. Мир саги // Он же. Труды по филологии.
СПб., 2003. С. 125–222.
Стеблин-Каменский М.И. Миф // Он же. Труды по филологии. СПб.,
2003. С. 223–292.
Стеблин-Каменский М.И. Становление литературы // Он же. Труды по
филологии. СПб., 2003. С. 427–490.
Харузина В.Н. На Севере: Путевые воспоминания. М., 1890.
Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М.,
1960.
Эрдман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980.
Ярхо Б.[И.]. Сказание о Сигурде и Нифлунгах на скандинавском севе-
ре // Сага о Волсунгах / Пер., предисл. и примеч. Б.И. Ярхо. М.; Л.,
1934. С. 30–91.
Andreas and The Fates of the Apostles: Two Anglo-Saxon narrative poems /
Ed. with introd., notes, and glossary by G. Ph. Krapp. Boston; New York;
Chicago; London, 1906.
Benson L. The Literary Character of Anglo-Saxon Formulaic Poetry // Publications
of the Modern Language Association. 1966. Vol. 81. P. 334–341.
Beowulf and the Fight at Finnsburg / Ed. Frederic Klaeber. 3rd ed. Lexington
(Mass.), 1950.
Bjork R.E., Obermeier A. Date, Provenance, Author, Audience // A Beowulf
Handbook. Lincoln (Nebraska), 1997. P. 13–34.
Cleasby R., Gudbrand Vigfusson. An Icelandic-English Dictionary. Oxford,
1957.
Foley J.M. Oral-Formulaic Theory. An introduction and annotated bibliography.
New York, 1985.
Foley J.M. The Theory of Oral Composition. History and methodology.
Bloomington; Indianapolis, 1988.
Foley J.M. The Singer of Tales in Performance. Bloomington; Indianapolis,
1995.
Fry D.K. The Memory of Caedmon // Oral Traditional Literature. A Festschrift
for Albert Bates Lord. Columbus (Oh.), 1981. P. 280–293.
Hamilton G.L. The Sources of the Fates of the Apostles and Andreas // Modern
Language Notes. 1920. Vol. 35. No 7. P. 385–395.
Klaeber F. Introduction // Beowulf and the Fight at Finnsburg / Ed. F. Klaeber.
Lexington (Mass.), 1950. P. IX–CLXXXIV.
Kleiner Yu. The Singer and the Interpreter: Caedmon and Bede // Germanic
Notes. 1988. Vol. 19. No 1/2. P. 2–6.
246
Lévy-Strauss C. Myth and Meaning. Toronto, 1978.
Lord A.B. Homer and Huso II: Narrative Inconsistencies in Homer and Oral
Poetry // Transactions and Proceedings of the American Philological Association.
1938. Vol. 69. P. 439–445.
Lord A.B. The Singer of Tales. Cambridge (Mass.), 1960.
Opland J. Anglo-Saxon Oral Poetry. A study of the tradition. New Haven,
1980.
Die Prosaische Edda im Auszuge nebst Volsunga-saga und Nornagests-thaattr
/ Hrsg. von E. Wilken. Padeborn, 1877.
Schaefer U. Hearing from Books: the Rise of Fictionality in Old English
Poetry // Vox Intexta. Orality and Textuality in the Middle Ages. Madison
(Wisc.), 1991. P. 117–136.
Þiðreks Saga af Bern / Guðni Jόnsson bjό til prentunar. Reykjavík, 1961.
Widsith / Ed. by R.J. Muir // The Exeter Anthology of Old English Poetry.
Exeter, 1994. P. 241–246.
Wrenn C.L. A study of Old English Literature. London, 1967.