The Pagan “Reform” of Vladimir Svyatoslavich in the Primary Chronicle: The Oral Tradition or Literary Allusions?
The article discusses two highly controversial problems of the East Slavic
paganism: the so called Kievan “pantheon” allegedly created by Prince Vladimir
Svyatoslavich and human sacrifi ces. The author came to the conclusion
that chroniclers who described Old Rus’ian pagan practices used the complete
Slavic translation of the work of the Byzantine historian Georgios Hamartolos
as their pattern. That is why the “historical” content of these accounts should
not be taken for granted. On the other hand, the worship of gods mentioned
in chronicles and human sacrifi ces in Old Rus’ can be corroborated by other,
more trustworthy sources. Another idea of the article is that the “pagan”
fragments based on the chronicle of Georgios were most likely produced by
a compiler who worked in the 1070s.
References
Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. На стыке Востока и Запада.
М., 1965.
Акентьев К.К. Мозаики киевской св. Софии и «Слово» митрополита
Илариона в византийском литургическом контексте // Византинорос-
сика. 1995. Т. I.
Акентьев К.К. «Слово о законе и благодати» Илариона Киевского.
Древнейшая версия по списку ГИМ Син. 591 // Byzantinorossica.
2005. Т. III.
Анисимова Т.В. Хроника Георгия Амартола в древнерусских списках
XIV–XVII вв. М., 2009.
Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. М., 2003 (репр. изд. СПб.,
1914) (Записки Историко-филологического факультета Имп. С.-Петер-
бургского ун-та. Ч. CXVII).
Апостольские постановления (через Климента, епископа и гражданина
Римского) // <http://krotov.info/acts/04/2/constit_apost.htm> (дата обра-
щения: 05.09.2013).
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994
(репр. изд. 1868 г.). Т. II.
Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси.
Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языче-
ская реформа князя Владимира. М., 1999.
Введенский А.М. Житие варягов-мучеников (Функционирование легенды
в летописи и в Прологе) // ДРВМ. 2009, декабрь. № 4 (38).
Вилкул Т. Повесть временных лет и Хронограф // Palaeoslavica. International
Journal for the Study of Slavic Medieval Literature, History, Language and
Ethnology. 2007. Vol. 15. No. 2.
Вилкул Т. О происхождении «Речи Философа» // Palaeoslavica. International
Journal for the Study of Slavic Medieval Literature, History, Language.and
Ethnology. 2012. Vol. 20. No. 1.
Водолазкин Е.Г. Всемирная история в литературе Древней Руси. М.,
2008.
Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней
Руси. М., 2000 (репр. изд. 1916 г.).
Гиппиус А.А. Два начала Начальной летописи: к истории композиции По-
вести временных лет // Вереница литер. К 60-летию В.М. Живова. М.,
2006.
Гиппиус А.А. Крещение Руси в Повести временных лет: К стратифика-
ции текста // ДРВМ. 2008, сентябрь. № 3 (33).
Гиппиус А.А. Предисловие к «Cофийскому временнику» (Киевскому На-
чальному своду): текст, язык, источники // Русский язык в научном
освещении. 2010. (20). № 2.
Данилевский И.Н. Повесть временных лет. Герменевтические основы ис-
точниковедения летописных текстов. М., 2004.
349
Ёлшин Д.Д. Щ «монументальной архитектуре» Древнего Киева в X в. //
Диалог культур и народов средневековой Европы. К 60-летию со дня
рождения Е.Н. Носова. СПб., 2010.
Зализняк А.А. Проблемы славяно-иранских языковых отношений древней-
шего периода // Вопросы славянского языкознания. М., 1962. Вып. 6.
Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. М., 2004.
Ипатьевская летопись // ПСРЛ. М., 1998. Т. II.
Истрин В.М. Хронограф Ипатского списка летописи под 1114 годом //
ЖМНП. 1897. Ч. CCCXIV. Ноябрь.
Истрин В.М. Книги временьныя и образныя Георгия Мниха: Хроника
Георгия Амартола в древнем славянском переводе. Пг., 1920. Т. I.
Истрин В.М. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе. Репринт-
ное издание материалов В.М. Истрина / Изд. М.И. Чернышева. М.,
1994.
Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского
язычества. СПб., 2004.
Лаврентьевская летопись // ПCРЛ. М., 1997. Т. I.
Ловмянский Г. Религия славян и ее упадок (VI–XII вв.). СПб., 2003.
Лукин П.В. Сказание о варягах-мучениках в Начальном летописании и
Прологе // ДРВМ. 2009, декабрь. № 4 (38).
Львов А.С. Исследование «Речи Философа» // Памятники древнерусской
письменности. Язык и текстология. М., 1968.
Мансикка В.Й. Религия восточных славян. М., 2005.
Матвеенко В., Щеголева Л. Временник Георгия Монаха (Хроника Геор-
гия Амартола). Русский текст, комментарий, указатели. М., 2000.
Милютенко Н.И. К вопросу о некоторых источниках Речи Философа //
ТОДРЛ. СПб., 2004. Т. LV.
Михеев С.М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011.
Молдован А.М. «Слово о законе и благодати» Илариона. М., 1984.
Назаренко А.В. Владимир (Василий) Святославич. История до Крещения
// Православная энциклопедия. М., 2004. Т. VIII.
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов // ПСРЛ.
М., 2000. Т. III.
Озар Ворон [Прозоров Л.Р.]. Памяти «бога Семарьгла» // <http://
perunica.ru/ozar/938-pamyati-boga-semargla.html> (дата обращения:
05.09.2013).
Острозька Бiблiя / Опр. та пригот. до друку єрмн. Рафаил (Турконяк).
Львiв, 2006.
Петрухин В.Я. Древняя Русь: народ, князья, религия // Из истории рус-
ской культуры. М., 2000. Т. I. Древняя Русь.
Петрухин В.Я. «Проводы Перуна»: древнерусский «фольклор» и визан-
тийская традиция // Язык культуры: семантика и грамматика. К 80-
летию со дня рождения акад. Н.И. Толстого. М., 2004.
Петрухин В.Я. «Русь и вси языци». Аспекты исторических взаимосвя-
зей: Историко-археологические очерки. М., 2011.
350
Пичхадзе А.А., Ромодановская В.А., Ромодановская Е.К. Житие княгини
Ольги, варяжских мучеников и князя Владимира в составе Синайско-
го палимпсеста (РНБ, Q.п.I.63) // Русская агиография: Исследования.
Публикации. Полемика. СПб., 2005.
Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М.,
2007.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
Синайская псалтырь. Глаголический памятник XI века / Пригот. к печати
С. Северьянов. Пг., 1922 (Памятники старославянского языка. Т. IV).
Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1975. Вып. 2.
Слово о полку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова / Изд.
А.А. Горский. М., 2002.
Соколова Л.В. Дажьбог (Даждьбог) // Энциклопедия «Слова о полку
Игореве». СПб., 1995. Т. II.
Творогов О.В. Древнерусские хронографы. Л., 1975.
Творогов О.В. Летописец Еллинский и Римский: текстологические про-
блемы // ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. LII.
Тревер К.В. Сэнмурв-Паскудж, собака-птица. Л., 1937.
Трендафилов Х. Речта на философа в староруската Повесть временных
лет и полемичните традиции на Константин-Кирил // Старобългарска
литература. София, 1990. Кн. 22.
Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистиче-
ские исследования. М., 2002 (2-е изд.).
Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб., 1884.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986 (ориг.
изд. – 1950 г.). Т. I.
Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах.
СПб., 1908.
Banaszkiewicz J. Pan Rugii — Rugiewit i ego towarzysze z Gardźca:
Porewit i Porenut (Saxo Gramatyk, Gesta Danorum, XIV, 39, 38–41) //
Słowiańszczyzna w Europie / Ed. Z. Kurnatowska. Wrocław, 1996. T. I.
Brückner A. Mitologia słowiańska i polska. Warszawa, 1985 (1-е изд. – 1918
и 1924 гг.).
Epistola Brunonis ad Henricum regem // MPH. Series Nova (=Pomniki
dziejowe Polski. Seria II). Warszawa, 1973. T. IV. Fasc. 3 / Rec., praef.
notisque instr. H. Karwasińska.
Franklin S. Some Apocryphal Sources of Kievan Russian Historiography //
Oxford Slavonic Papers. New Series. 1982. Vol. XV. P. 1–27.
Georgii Monachi Chronicon / Ed. C. de Boor. Lipsiae, 1904. Vol. I.
Gieysztor A. Mitologia Słowian. Warszawa, 2006 (1-е изд. – 1982 г.).
Hultgård A. Menschenopfer // Reallexikon der Germanischen Altertumskunde.
Berlin; New York, 2001. Bd. XIX.
Kowalczyk E. Sacrum. Z dziejów mitów toponomastycznych w archeologii //
Człowiek, sacrum, środowisko. Miejsca kultu we wczesnym średniowieczu /
Red. Sł. Moździocha. Wrocław, 2000 (Spotkania Bytomskie IV).
351
L’Apocalypse d’Abraham en vieux slave / Introd., texte critique, trad. et
comm. par R. Rubinkiewicz S.D.B. Lublin, 1987 (Towarzystwo Naukowe
Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego. Zrodla i monografi e, 129).
Modzelewski K. Pogańskie sacrum w ustroju i topografi i najstarszych miast
słowiańskich // Świat średniowiecza. Studia ofi arowane Profesorowi
Henrykowi Samsonowiczowi. Warszawa, 2010.
Moszyński L. Die vorchristliche Religion der Slaven im Lichte der slavischen
Sptrachwissenschaft. Köln etc., 1992.
Müller-Wille M. Opferkulte der Germanen und Slawen. Stuttgart, 1999.
Rehfeldt B. Todesstrafen und Bekehrungsgeschichte. Zur Rechts- und
Religionsgeschichte der germanischen Hinrichtungsbräuche. Berlin, 1942.
S. 39–45.
Reinhart J. «Речь Философа» Повести временных лет и её великоморав-
ская и преславская предыстория // Wiener slavistisches Jahrbuch. 2008.
Bd. 54.
Rożniecki S. Perun und Thor. Ein Beitrag zur Quellenkritik der russischen
Mythologie // Archiv für slavische Philologie. 1901. Bd. 23.
Sawyer P.H. Kings and Vikings. Scandinavia and Europe AD 700–1100.
London; New York, 1982.
Słupecki L.P. Slavonic pagan sanctuaries. Warsaw, 1994.
Słupecki L.P. Au déclin des dieux slaves // Clovis. Histoire et mémoire. Le
baptême de Clоvis, son echo à travers l’histoire. Paris, 1997. Vol. II.
Szymański W. Posąg ze Zbrucza i jego otoczenie. Lata badań, lata wątpliowości //
Przegląd archeologiczny. 1996. T. 44.
Szymański W. I.P. Rusanova, B.A. Timoščuk, Jazyčeskie sviatilišča drevnih
slavjan, Moskva 1993, 144 s., 73 ryc. // Archeologia Polski. Warszawa,
1997. T. XLII. Zeszyt 1–2.
Thietmari Merseburgensis episcopi chronicon // MGH. Scriptores rerum
Germanicarum. Nova Series. Berlin, 1935. T. IX / Hrsg. R. Holtzmann.
Trunte H. Doctrina christiana. Untersuchungen zu Kompiliation und Quellen
der sogenannten “Rede des Philosophen” in der Altrussischen Chronik //
Millennium Russiae Christianae. Tausend Jahre Christliches Russland
988–1988. Vorträge des Symposiums anlässlich der Tausendjahrfeier der
Christianisierung Russlands in Münster vom 5. bis 9. Juli 1988 / Hrsg.
G. Birkfellner. Köln etc., 1993 (Schriften des Komitees der Bundesrepublik
Deutschland zur Forderung der Slawischen Studien. 16).
Voigt H.G. Brun von Querfurt. Mönch, Eremit, Erzbischof der Heiden und
Märtyrer. Stuttgart, 1907.
Weiler G. Human Sacrifi ce in Greek Culture // Human Sacrifi ce in Jewish
and Christian Tradition / Ed. K. Finsterbusch, A. Lange, K.F. Diethard
Römheld. Leiden; Boston, 2007.
Witczak K.T. Ze studiów nad religią prasłowian. Cz. 1: Nowogrodzki
Regł a wedyjski Rudra // Onomastica. Pismo poświęcone nazewnictwu
geografi cznemu o osobowemu. 1993. R. XXXVIII.