Записи устных преданий в рассказе Геродота о Скифии
Геродот использовал фольклорные произведения в качестве источника
своих сведений о Скифии. В статье дан подробный стилистический ана-
лиз двух мифов о происхождении скифов и двух исторических новелл
о скифах царского рода (Her. IV, 5–10; 76–80). Автор выявляет в тексте
ряд приемов повествования, характерных для фольклорных рассказов,
а также показывает, как историк сохранил особенности устной речи.
В статье приводятся доводы, которые не позволяют принять мнение о
скифском происхождении мифа о Геракле, змееногой богине и их трех
сыновьях, родоначальниках скифов, агафирсов и гелонов. Автор также
критикует предположение относительно создания этого мифа гречески-
ми жрецами. Записи Геродота свидетельствуют, что в VI–V вв. до н.э.
в среде греческих колонистов рождались новые мифы и новеллы, по-
строенные в духе фольклорной традиции метрополии. Все четыре рас-
смотренных рассказа записаны в Ольвии и за исключением скифско-
го генеалогического мифа являются плодом коллективного творчества
ольвиополитов.
Библиография
Анохин В.А. Монеты античных городов Северо-Западного Причерно-
морья. Киев, 1989.
Артамонов М.И. Антропоморфные божества в религии скифов // Архео-
логический сборник Гос. Эрмитажа. Л., 1961. Вып. 2.
Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983.
Буйских А.В. Sofa- капители из Херсонеса: к проблеме стилистических
заимствований // Боспорские исследования. Симферополь; Керчь,
2006. Вып. 11.
Виноградов Ю.Г. Перстень царя Скила // СА. 1980. № 3.
Виноградов Ю.Г. Политическая история Ольвийского полиса. М., 1989.
Граков Б.Н. Скифский Геракл // КСИИМК. 1950. Вып. 34.
Доватур А.И. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957.
Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны
в «Истории» Геродота. М., 1982.
Жебелев С.А. Северное Причерноморье. М.; Л., 1953.
Карышковский П.О. О монетах с надписью ΕΜΙΝΑΚΟ // СА. 1960.
№ 1.
Карышковский П.О. Монетное дело в Ольвии во второй половине II в.
н.э. // Античная культура Северного Причерноморья в первые века на-
шей эры. Киев, 1986.
Куклина И.В. Анахарсис // ВДИ. 1971. № 3.
Нейхардт А.А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историогра-
фии. Л., 1982.
Петров В.П., Макаревич М.Л. Скифская генеалогическая легенда // СА.
1963. № 1.
Поплинский Ю.К. Принципы этнографических описаний в античной ли-
тературе // Африканский этнографический сборник. Л., 1990.
Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М., 1977.
34 Раевский Д.С. Очерки идеологии. С. 65–71.
460
Русяева А.С. Религия и культы античной Ольвии. Киев, 1992.
Русяева А.С. Религия понтийских эллинов. Киев, 2005.
Скржинская М.В. Северное Причерноморье в описании Плиния Старше-
го. Киев, 1977.
Скржинская М.В. Скифия глазами эллинов. СПб., 1998.
Толстой И.И. Черноморская легенда о Геракле и змееногой деве // Ста-
тьи о фольклоре. М.; Л., 1966.
Черненко Е.В. Скифские лучники. Киев, 1981.
Шауб И.Ю. Италия — Скифия. Культурно-исторические параллели. М.;
СПб., 2008.
Aly W. Volksmärchen, Sage und Novelle bei Herodot und seinen Zeitgenossen.
Göttingen, 1921.
Armayor O.K. Did Herodotus ever go to the Black Sea? // Harward Studies
in classical philology. 1978. № 82.
Jacoby F. Herodotus // RE. Supplbd. 2. 1913.
Scythian Gold. Treasures from ancient Ukraine. New York, 1999.
Trenkner S. The Greek Novella in Classical Period. Cambridge, 1958.