Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2013, 527-551

Первый историограф Исландии Сэмунд Мудрый

Г. В. Глазырина

Статья посвящена средневековому исландскому историку, священнику Сэмунду Сигфуссону (Сэмунду Мудрому, 1056–1133 гг.), который работал над своей историей норвежских конунгов приблизительно в то же время, когда знаменитый историк Ари Торгильссон (Ари Мудрый) писал свою «Книгу об исландцах». Историографический труд, созданный Сэмундом, был утрачен. Его содержание отчасти восстанавливается по отсылкам к нему, содержащимся в сагах и других письменных памятниках. Факты биографии и историко-литературного творчества Сэмунда Сигфуссона в статье рассматриваются в контексте некоторых важнейших процессов и событий истории Исландии XI — первой трети XII в., в большинстве своем связанных с упрочением в стране христианства и становлением национальной церкви.
В частности, затрагиваются такие вопросы, как возможность получения образования в Средние века, формирование в Исландии центров учености и подготовка священников-исландцев; расширение церковного землевладения, разработка и проведение в жизнь законодательства, устанавливающего введение церковной десятины; использование письменности на национальном языке, кодификация законов и мн. др. Будучи не только священником и историком, но и общественным деятелем, Сэмунд принял непосредственное участие во многих событиях, имевших историческое значение для страны и ее народа. Широкая образованность в различных областях знаний (в особенности гуманитарных — истории, литературе, законодательстве), признанная наиболее влиятельными и авторитетными людьми Исландии, позволила Сэмунду работать над рядом законов, существенно менявших политические и экономические условия в Исландии.

Ключевые слова:
Средние века, Исландия, становление христианства, центры учености, введение письменности, кодификация законов, историописание, Сэмунд Сигфуссон Мудрый, Ари Торгильссон Мудрый
Библиография

Глазырина Г.В. Сага об Ингваре Путешественнике: Текст, перевод, комментарий. М., 2002.
Глазырина Г.В. Язычники и христиане в Исландии накануне официального крещения страны // ВЕДС-XIX: Политические институты и верховная
власть. М., 2007. С. 46–50.

Глазырина Г.В. Противостояние язычников и христиан накануне альтинга 999/1000 г. // ВЕДС-XXVI: Язычество и монотеизм в процессах политогенеза. М., 2014. С. 75–81.
Джаксон Т.Н. Древняя Русь и Исландия. Школы и центры учености в первые века христианства // Интеллектуальные традиции античности и средних веков. М., 2010. С. 302–322.
КЗ — Снорри Стурлусон. Круг Земной / Изд. подг. А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский. М., 1980.
Сага о Ньяле // Исландские саги. В 2 т. / Под общ. ред. О.А. Смирницкой. СПб., 1999. Т. 2. С. 49–370.
Старшая Эдда (Семунда Мудрого): Сборник мифологических, гномической и эпических песен в переводах русских писателей. [?Воронеж], 1897. (Русская классная библиотека, издаваемая под редакцией А.Н. Чудинова).
Andersson Th.M. Kings’ Sagas // Old Norse–Icelandic Literature. A Critical Guide. Ithaca (N.Y.); L., 1985. (Islandica; 45). P. 197–238.
Bagge S. Nordic Students at Foreign Universities until 1660 // Scandinavian Journal of History. 1984. Vol. 9. P. 1–29.
Einar Ólafur Sveinsson. Nafngiftir Oddaverja // Bidrag till nordisk filologi, tillägnade Emil Olson. Lund, 1936. Bl. 190–196.
Einar Ólafur Sveinsson. Sagnaritum Oddaverjar. Reykjavík, 1937. (Studia islandica; 1).
Eckenstein L. Woman under monasticism: chapters on saint-lore and convent life between A.D. 500 and A.D. 1500. Madison (Wisc.), 1896.
Ellehøj S. Studier over den ældste norrøne historieskrivning. København, 1965.
Faulkes A. Snorri Sturluson: his Life and Work // The Viking World. L.; N.Y., 2008. P. 311–314.
First Grammatical Treatise / An ed., transl. and comment. by E. Haugen. 2nd rev. ed. Cambridge (Mass.), 1972.
Flateyjarbók. En samling af norske konge-sagaer. Christiania, 1862. B. 2.
Foote P. Aachen, Lund, Hólar // Aurvandilstá: Norse Studies. Odense, 1984 (1-е изд.: 1975). P. 101–120.
Gísli Sigurðsson. The Medieval Icelandic Saga and Oral Traditrion. A Discourse on Method. Cambridge (Mass.), 2004.
Gjessing A. Sæmund Frodes Forfatterskap // Sproglig-historiske Studier tilegnede C.R. Unger. Kristiania, 1896.
Laws of Early Iceland. Grágás. The Codex Regius of Grágáas with the Material from Other Manuscripts / Transl. by A. Wawn, P. Foote, R. Perkins. Winnipeg, 1980. Vol. 1.
Íslendingabók. Kristnisaga. The Book of the Icelanders. The Story of the Conversion / Transl. by S. Grønlie. L., 2006.
Gunnell T. The Return of Sæmundur: Origins and Analogues // Þjόðlíð og þjόðtrú. Ritgerðir helgaðar Jόni Hnefi li Aðalsteinssyni. Oddi, 1998. P. 87–112.
Halldór Hermansson. Introductory Essay // The Book of Icelanders by Ari Thorgilsson. Ithaca (N.Y.), 1930. P. 1–46.
Halldór Hermansson. Sæmundr Sigfússon and the Oddaverjar. Ithaca (N.Y.), 1932. (Islandica; 22).
Hrafnagaldur Óðins (Forspjallsljόð) / Ed. with Intr., Notes and Transl. by A. Lassen. L., 2011.
Hungrvaka // Biskupa sögur / Ásdís Egilsdόttir gaf út. Reykjavík, 2002. Bd. 2. (ÍF; B. 16). Bls. 1–43.
Islandske annaler indtil 1578 / Udg. Gustav Storm. Christiania, 1888.
Íb. — Íslendingabók / Jakob Benediktsson gáf út. Reykjavík, 1969. Bls. 1–28. (ÍF; B. I: 1).
Jón Hnefi ll Áðalsteinsson. Under the Cloak. The Acceptance of Christianity in Iceland with Particular Reference to the Religious Attitudes Prevailing at the Time. Uppsala, 1978.
Jón Hnefi ll Aðalsteinsson. Sæmundr fróði: A medieval master of magic // Arv: Nordic Yearbook of Folklore. 1994. Vol. 50. P. 117–132.
Jόn Viðar Sigurðsson. Forholdet mellom verdslig og religiøs makt på Island i fristatsperioden // Myte og Ritual i det førkristne Norden. En symposium. Odense, 1994. S. 129–139.
Jóns saga ins helga // Biskupa sögur / Sigurgeir Steingrímsson, Ólafur Halldórsson og Peter Foote gáfu út. Reykjavík, 2002. B. 1, Hl. 2. Bls. 173–316.
Kristni saga // Biskupa sögur / Sigurgeir Steingrímsson, Ólafur Halldórsson og Peter Foote gáfu út. Reykjavík, 2002. B. 1, Hl. 2. Bls. 1–48.
Kruppa N. Die Billunger und ihre Klöster Beispiele zu den weitläufi gen Verbindungen im frühmittelalterlichen Sachsen // Concilium medii aevi. 2009. Bd. 12. S. 1–41.
Landnámabók / Jakob Benediktsson gáf út. Reykjavík, 1969. Bls. 29–397. (ÍF; B. 1: 1).
Megaard J. The Man who did not write the Edda. Sæmundr fróði and the Birth of Icelandic Literature // Scandinavia and Christian Europe in the Middle Ages. Papers of The 12th International Saga Conference. Bonn/Germany, 28th July–2nd August 2003. Bonn, 2003. P. 373–381.
Mitchell St. Witchcraft and Magic in the Nordic Middle Ages. Philadelphia, 2011.
Mortensen L.B. Den formative dialog mellem latinsk og folkesproglig litteratur ca 600–1250. Udkast til en dynamisk model // Reykholt som makt- og lærdomssenter. I den islandske og nordiske kontekst. Reykholt, 2006. S. 229–271.
Mundal E. Sæmundr Sigfússon inn fróði // Encyclopedia of the Medieval Chronicle. Leiden, 2010. Vol. 2. P. 1316–1317.
Orri Vèsteinsson. The Christianization of Iceland. Priests, Power, and Social Change. 1000–1300. Oxford, 2000.
Ólafía Einarsdóttir. Studier i kronologisk metode i tidlig islandsk historieskrivning. [Lund,] 1964. (Bibliotheca historica Lundensis; 13).
Ólafía Einarsdóttir. Om samtidssagaens kildeværdi belyst ved Hákonar saga Hákonarsonar // Alvíssmál. 1995. B. 5. S. 29–80.
Saga Óláfs Tryggvasonar af Oddr Snorrason munk / Udg. af Finnur Jónsson. København, 1932.
Sverrir Tómasson. Sæmundr Sigfússon (hinn fróði) // Reallexicon der Germanischen Altertumskunde. B., 2005. Bd. 26. S. 77–79.
Sæmundar þáttr // Biskupa sögur / Sigurgeir Steingrímsson, Ólafur Halldórsson og Peter Foote gáfu út. Reykjavík, 2002. B. 1, Hl. 2. Bls. 337–343.
Wellendorf J. Sæmundr inn fróði Sigfússon // https://wikihost.uib.no/medieval/index.php/S%C3%A6mundr_inn_fr%C3%B3%C3%B0i_Sigf%C3%BAsson>.
Whaley D. Sæmundr Sigfússon inn fróði // Medieval Scandinavia. An Encyclopedia. N.Y.; L., 1993. P. 636–637.
Wolf K. Pride and Politics in Late-Twelfth-Century Iceland: The Sanctity of Bishop Þorlákr Þórhallsson // Sanctity in the North: Saints, Lives, and Cults in Medieval Scandinavia. Toronto, 2008.