Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2022, 209-221

Реконструкции и интерпретация рассказа «Древнейшего сказания» (середины XI в.) об Аскольде и Дире

А. С. Щавелев

В статье предлагается реконструкция и интерпретация текста «Древнейшего сказания» середины XI в. о правителях Киева братьях Аскольде и Дире. Этот текст может быть реконструирован путем удаления вставок из текста «Начального свода», который отразился в «Новгородской первой летописи младшего извода». В его основе лежит аутентичная историческая память о них древнерусской элиты города Киева XI в. В «Древнейшем сказании» братья-князья выполняют функцию типичных антагонистов главного героя князя Игоря, неких лже-правителей, временно захвативших власть. Летописные имена Аскольда и Дира – вполне аутентичные древнерусские варианты древнескандинавских имен. В этом тексте братья-варяги Аскольд и Дир приходят в город Киев и становятся там самостоятельными князьями народа полян. Они не имеют никакого отношения к князю Новгорода Рюрику. Позже их убивают воины сына Рюрика князя Игоря и его воеводы Олега. Поскольку захват Киева князем Игорем можно условно датировать рубежом IX и X столетий, скорее всего, и убийство Аскольда и Дира произошло на рубеже IX и X вв. Их погребли в курганах, названия которых были хорошо известны в Киеве XI в. Над курганом Аскольда некий киевлянин Ольма, который, судя по этимологии его имени, был скандинавского происхождения, поставил церковь св. Николая. Ольма, возможно, считал св. Николая своим святым заступником, а Аскольда – своим предком. Все дополнительные известия ПВЛ об Аскольде и Дире, включая сообщение о том, что они возглавляли поход руси на Константинополь 860 г., являются вторичными домыслами летописца, а значит, их историческая достоверность находится под большим вопросом. Тем более, нет никаких оснований считать Аскольда и Дира христианами. Аскольд же не носил крестильное имя Николай и не имел никакого отношения к св. Николаю.

Ключевые слова:
Повесть временных лет, Начальный свод, Древнейшее сказание, Новгородская первая летопись младшего извода, Аскольд, Дир, древнерусское летописание, Древняя Русь
Библиография

Артамонов Ю.А. Монастырское строительство на Руси в эпоху Ярослава Владимировича // Ярослав Мудрый и его эпоха. М.: Индрик, 2008. С. 187–201. [Artamonov Yu.A. Monastyrskoye stroitel’stvo na Rusi v epokhu Yaroslava Vladimirovicha (The Monastic Building in Rus’ in the Epoch of Yaroslav Vladimirovich) // Yaroslav Mudryy i yego epokha. Moscow: Indrik, 2008. S. 187–201.]

Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII веков. М.: Наука, 1980. 312 с. [Kloss B.M. Nikonovskiy svod i russkiye letopisi XVI–XVII vekov (Nikon’s Compilation and Russian Annals of the 16th–17th centuries). Moscow: Nauka, 1980. 312 s.]

Клосс Б.М. Русские источники I–VI книг Анналов Яна Длугоша // Щавелева Н.И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша (Книги I–VI) / Текст, перевод, комментарий / Под ред. и с дополнениями А.В. Назаренко. М.: Памятники исторической мысли, 2004. С. 34–52. [Kloss B.M. Russkiye istochniki IVI knig Annalov Yana Dlugosha (Russian Sources of the IVI Books of theAnnalesof Jan Długosz) // Shchaveleva N.I. Drevnyaya Rusv «Polskoy istorii» Yana Dlugosha (Knigi IVI) / Tekst, perevod, kommentariy / Pod red. i s dopolneniyami A.V. Nazarenko. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli, 2004. S. 34–52.]

Козюба В. Про локалiзацiю Угорського урочища i Угорськоï брами у давньому Києвi // Историко-географiчнi дослiдження в Украiнi. Збiрка наукових праць. Ч. 8. Киïв: IIУ НАНУ, 2005. С. 179–194. [Kozyuba V. Pro lokalizatsiyu Ugorskogo urochishcha i Ugorskoï brami u davnomu Kiêvi (About the Localization of theHungarian Place’ & ‘Hungarian Gatesin Old Kiev) // Istoriko-geografichni doslidzhennya v Ukraini. Zbirka naukovikh prats'. CH. 8. Kiev: IIU NANU, 2005. S. 179–194.]

Кузьмин А.В. Боярский двор как историко-топографический комментарий летописца XI века // Герменевтика древнерусской литературы. 2000. № 10. С. 44–51. [Kuz’min A.V. Boyarskiy dvor kak istoriko-topograficheskiy kommentariy letopistsa XI veka (Boyar’s Steading as Historical & Topographical Landmark of the Chronicler of the 11th century) // Germenevtika drevnerusskoy literatury. 2000. № 10. S. 44–51.]

Михеев С.М. Кто писал «Повесть временных лет»? М.: Индрик, 2011. 280 с. [Mikheyev S.M. Kto pisal «Povest’ vremennykh let»? (Who Wrote the Primary Chronicle?) Moscow: Indrik, 2011. 280 s.]

Новгородская Первая летопись. Берлинский список. СПб.: Скрипториум, 2010. 442 с. [Novgorodskaya Pervaya letopis’. Berlinskiy spisok (Novgorodian First Letipis’. Berlin Copy). St-Petersburg: Skriptorium, 2010. 442 s.]

Петров Н.И. Киевский князь Аскольд-Николай в русской исторической науке и церковном предании XVIII–XX веков. СПб.: Академия исследования культуры, 2014. 156 с. [Petrov N.I. Kiyevskiy’ Askol’d-Nikolay v russkoy istoricheskoy nauke i tserkovnom predanii XVIII–XX vekov. (Prince Askol’d-Nicholas in Russian Scholar Historiography & Church Tradition of the 18th – 20th centuries). St-Petersburg: Akademiya issledovaniya kul’tury, 2014. 156 s.]

Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 29. (Сулегъ–Тольмиже). М.: Азбуковник, 2011. 477 с. [Slovar’ russkogo yazyka XI–XVII vv. (The Dictionary of Russian Language of the 11th–17th centuries). Vyp. 29. (Sulegъ–Tol’mizhe). Moscow: Azbukovnik, 2011. 477 s.]

Стефанович П. «Сказание о призвании варягов» или Origo gentis russorum? // ДГ, 2010 год: Предпосылки и пути образования Древнерусского государства. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2012. С. 514–583. [Stefanovich P.S. «Skazaniye o prizvanii varyagov» ili Origo gentis russorum? (The “Tale of Invitation of Varangians” or “Origo Gentis Russorum?”) // Drevneyshiye gosudarstva Vostochnoy Yevropy, 2010 god: Predposylki i puti obrazovaniya Drevnerusskogo gosudarstva. Moscow: Universitet Dmitriya Pozharskogo, 2012. S. 514–583.]

Творогов О.В. Сколько раз ходили на Константинополь Аскольд и Дир? // Славяноведение. 1992. № 2. С. 54–59. [Tvorogov O.V. Skol’ko raz khodili na Konstantinopol’ Askol’d i Dir? (How much Times did Askol’d & Dir go on Constantinople?) // Slavyanovedeniye. 1992. № 2. S. 54–59.]

Шахматов А.А. Повесть временных лет и ее источники // ТОДРЛ. 1940. T. IV. С. 9–150. [Shakhmatov A.A. Povest’ vremennykh let i yeye istochniki (Primary Chronicle & Its Sources) // Trudy otdela drevnerusskoy literatury Instituta russkoy literatury RAN. 1940. T. IV. S. 9–150.]

Щавелев А.С. Особенности княжеских погребений языческой Руси (летописные известия и археологические данные) // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. Материалы тематической научной конференции. СПб.: Изд. Санкт-Петербургского университета, 2000. С. 106–110. [Shchavelev A.S. Osobennosti knyazheskikh pogrebeniy yazycheskoy Rusi (letopisnyye izvestiya i arkheologicheskiye dannyye) (The Peculiarities of Prince’s Burials in Pagan Rus’ (Annals Fragments & Archeological Data)) // Svyatilishcha: arkheologiya rituala i voprosy semantiki. Materialy tematicheskoy nauchnoy konferentsii. St-Petersburg: Izd. Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2000. S. 106–110.]

Щавелев А.С. Предания о Кие: механизмы включения в летописный текст // Предания и мифы о происхождении власти эпохи Средневековья и раннего Нового времени. Славяне и их соседи. XXV конференция памяти В.Д. Королюка. М.: Институт славяноведения РАН, 2010. С. 131–134. [Shchavelev A.S. Predaniya o Kiye: mekhanizmy vklyucheniya v letopisnyy tekst (Legends about Kiy: Mechanisms of Incorporation into Annals’ Text) // Predaniya i mify o proiskhozhdenii vlasti epokhi Srednevekov'ya i rannego Novogo vremeni. Slavyane i ikh sosedi. XXV konferentsiya pamyati V.D. Korolyuka. Moscow: Institut slavyanovedeniya RAN, 2010. S. 131–134.]

Щавелев А. Хронотоп державы Рюриковичей (911–987 годы). М.: Аквилон, 2020. 560 c. [Shchavelev A.S. Khronotop derzhavy Ryurikovichey (911–987 gody) (Chronotope of the Rurikid Polity (911–987)). Moscow: Akvilon, 2020. 560 s.]

Щавелева Н.И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша (Книги I–VI) / Текст, перевод, комментарий / Под ред. и с дополнениями А.В. Назаренко. М.: Памятники исторической мысли, 2004. 495 с. [Shchaveleva N.I. Drevnyaya’ v «Pol’skoy istorii» Yana Dlugosha (Knigi I–VI) (Old Rus’ in thePolish Historyof Jan Długosz (Books I–VI)) / Tekst, perevod, kommentariy / Pod red. i s dopolneniyami A.V. Nazarenko. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli, 2004. 495 s.]

Guimon T.V. Historical Writing of Early Rus (c. 1000 – c. 1400) in a Comparative Perspective. Leiden; Boston: Brill, 2021. 477 p.

Danilenko A. Urmane, Varjagi and Other (Nordic) Peoples in the Cosmography of the Primary Chronicle // Byzantinoslavica. 2004. Vol. 62 (1). P. 173–206.

Ioannis Dlugossii Annales seu Cronicae incliti regni Poloniae. T. I. Lib. I–II / Ed. I. Dąbrowski. Varsaviae: Państwowe wydawnictwo naukowe, 1963. 469 p.

Perfeckij E. Historia Polonica Jana Długosze a ruské letopisectví (Práce slovanského ústavu v Praze; Sv. VII). Praha: Orbis, 1932. 120 s.

Peterson L. Nordiskt runnamnslexikon. Uppsala: Institutet för spraåk och folkminnen, 2007. 345 p.

The Pověst Vremennych lět. An Interlinear Collation and Paradosis / Comp. & ed. by D. Ostrowski. Pt. 1–3. Harvard: Harvard University Press, 2003. 2166 p.

Sahaydak M. Medieval Kiev from the Perspective of an Archaeological Study of the Podol District // Rutheniсa. 2005. № 4. P. 139–160.

Strumiński B. Linguistic Interrelations in Early Rus’. Northmen, Finns, and East Slavs (Ninth to Eleventh Centuries) (Collana di filologia e letterature slave; II). Roma: Ukraian Studies Press, 1996. 353 p.