Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2024, 49-50

Время в «Хожении» игумена Даниила

В. М. Гуминский

 

Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН

 

Ссылка для цитирования: Гуминский В.М. Время в «Хожении» игумена Даниила // Древнейшие государства Восточной Европы. 2024 год: Памяти Александра Васильевича Назаренко / Отв. ред. тома Т.В. Гимон, П.В. Лукин, Е.А. Мельникова, А.В. Подосинов. М.: ГАУГН-Пресс, 2024. С. 1–2.

 

DOI: 10.32608/1560-1382-2024-45-1-2

 

Аннотация: В статье рассматривается категория времени в «Хожении» игумена Даниила в контексте развития русской литературы путешествий и средневековых представлений о времени и пространстве. Формирование этих представлений во многом определялось особенностями мировосприятия древнерусского человека, исходящими из православного бинарного понимания структуры мироздания, в частности потустороннего мира (рай-ад), что, в свою очередь, влияло на оценку земного географического пространства. Земли делились на праведные и грешные, достойные описания или нет и т.д. Отсюда исключительность направления развития древнерусской литературы путешествий, в которой (до XV в.) описывался только паломнический маршрут в Святую Землю и Царьград, с чем было неразрывно связано своеобразие художественного мира древнерусских хожений (хождений): у Даниила, например, ничего не говорится о пути из Руси до Царьграда (откуда игумен отправился в Святую Землю), о возвращении на родину, не указывается расстояние от Руси до Иерусалима и пр. Этим древнерусская литература путешествий (собственно, паломническая литература) отличалась от западноевропейской, где к XV в. существовала разнообразная по своим маршрутам (Персия, Монголия, Китай и др.) литература путешествий, включающая древнюю (с IV в.) паломническую традицию, представленную в основном произведениями, приближающимися по своему типу к путеводителям. Подобное отношение к миру (десакрализацию) принято объяснять «постепенным расширением нейтрального пространства земной жизни», связанным с распространением в католичестве учения о чистилище. Время в «Хожении» Даниила многомерно: ход повествования определяется настоящим временем путешествия и реальностью фигуры автора-паломника. «Недостойный игуменъ Данил Руския земля» выступает в произведении достоверным свидетелем присутствия Бога на земле, на что ему указывают многочисленные реликвии, подтверждающие неразрывность связи человека со Священной историей и с вечностью. Эту связь всякий христианин («верный человекъ») поддерживает через молитвенное общение и участие в литургическом богослужении.

Ключевые слова:
литература путешествий, средневековая география, паломничества в Святую Землю, игумен Даниил, время и пространство, жанр хождения, литургия
Библиография

 

Аверинцев С.С. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. С. 319–322, 347–367. [Averincev S.S. Hristianskij aristotelizm kak vnutrennyaya forma zapadnoj tradicii i problemy sovremennoj Rossii (Christian Aristotelism as an Inner Form of the Western Tradition and the Problems of Contemporary Russia) // Averincev S.S. Ritorika i istoki evropejskoj literaturnoj tradicii. Moscow, 1996. S. 319–322, 347–367.]

Архипов А.О. О происхождении древнерусских хождений // Труды по знаковым системам. Тарту, 1982. XV. Вып. 576. С. 103–109. [Arhipov A.O. O proiskhozhdenii drevnerusskih hozhdenij (On the Origins of the Old Russian Pilgrimage Literature) // Trudy po znakovym sistemam. Tartu, 1982. XV. Vyp. 576. S. 103–109.]

Гардзанити М. У истоков паломнической литературы Древней Руси // «Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в. СПб., 2007. [Gardzaniti M. U istokov palomnicheskoj literatury Drevnej Rusi (At the Origins of the Pilgrimage Literature of Ancient Rus’) // «Hozhenie» igumena Daniila v Svyatuyu Zemlyu v nachale XII v. St-Petersburg, 2007.]

Гуминский В.М. Открытие мира, или Путешествия и странники. М., 1987. [Guminsky V.M. Otkrytie mira, ili Puteshestviya i stranniki (The Discovery of the World, or Journeys and Wanderers). Moscow, 1987.]

Гуминский В.М. «Хожение» игумена Даниила и развитие паломнической литературы (время и пространство) // Гуминский В.М. Русская литература путешествий в мировом историко-культурном контексте. М., 2017. С. 67–130. [Guminsky V.M. «Hozhenie» igumena Daniila i razvitie palomnicheskoj literatury (vremya i prostranstvo) (The Pilgrimage of Igumen Daniil and the Development of the Pilgrimage Literature (Time and Space)) // Guminsky V.M. Russkaya literatura puteshestvij v mirovom istoriko-kul'turnom kontekste. Moscow, 2017. S. 67–130.]

Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989. [Gurevich A.Ya. Kul’tura i obshchestvo srednevekovoj Evropy glazami sovremennikov (Culture and Society of Medieval Europe in the Eyes of the Contemporaries). Moscow, 1989.]

Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова XIXVII вв. Минск, 2001. [Levshun L.V. Istoriya vostochnoslavyanskogo knizhnogo slova XI–XVII vv. (The History of the East-Slavic Literate Word. The 11th – 17th Centuries). Minsk, 2001.]

Назаренко А.В. У истоков русского паломничества (исторические, богословские, дисциплинарные и правовые аспекты) // Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне. М., 2009. С. 284–297. [Nazarenko A.V. U istokov russkogo palomnichestva (istoricheskie, bogoslovskie, disciplinarnye i pravovye aspekty) (At the Origins of the Russian Pilgrimages (Historical, Theological, Disciplinary, and Legal Aspects)) // Nazarenko A.V. Drevnyaya Rus' i slavyane. Moscow, 2009. S. 284–297.]

Назаренко А.В., Гуминский В.М. Паломничество // ПЭ. М., 1997. Т. LIV. С. 338–358. [Nazarenko A.V., Guminsky V.M. Palomnichestvo (Pilgrimage) // Pravoslavnaya enciklopediya. Moscow, 1997. T. LIV. S. 338–358.]

Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1877. [Porfir’ev I.Ya. Apokrificheskie skazaniya o vethozavetnyh licah i sobytiyah po rukopisyam Soloveckoj biblioteki (Apocryphal Narratives on the Old Testament Personages and Events after the Manuscripts of the Solovki Library). St-Petersburg, 1877.]

Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. [Trubeckoj N.S. Istoriya. Kultura. Yazyk (History. Culture, Language). Moscow, 1995.]

«Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в. / Отв. ред. Г.М. Прохоров. СПб., 2007. [«Hozhenie» igumena Daniila v Svyatuyu Zemlyu v nachale XII v. (The Pilgrimage of Igumen Daniil to the Holy Land in the Early 12th Century) / Otv. red. G.M. Prohorov. St-Petersburg, 2007.]

Alphandéry P., Dupront A. La Chrétienté et ľidée de Croisade. Paris, 1995.

Borg A. The Lost Apse Mosaic of the Holy Sepulchre, Jerusalem // The Vanishing Past: Studies of Medieval Art, Liturgy and Metrology Presented to Christopher Hohler. Oxford. 1981. Р. 7–12.

Bulst-Thiele M.L. Die Mosaiken der Auferstеhungskirche in Jerusalem // Frühmittelalterliche Studien. 1979. № 13. S. 442–471.

Flusin B. Remarques sur les lieux saints de Jérusalem à ľépoque byzantine // Lieux sacrés, lieux de culte, sanctuaries. Approches terminologiques, méthodologiques, historiques et monographiques. Roma, 2000. Р119–131.

Le Goff J. La naissanse du Purgatoire. Paris, 1981.

Rubenstein J. Armies of Heaven. The First Crusade and the Quest for Apocalypse. N.Y., 2011.