Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2025, 9-10

Византийский император в роли арбитра в конфликтах монахов между собой и с церковными властями

А. Б. Ванькова

Ин-т всеобщей истории РАН

 

 

Ссылка для цитирования: Ванькова А.Б. Византийский император в роли арбитра в конфликтах монахов между собой и с церковными властями // Древнейшие государства Восточной Европы. 2025 год: Пути и способы разрешения конфликтов / Отв. ред. тома Т.Н. Джаксон. М.: ГАУГН-Пресс, 2025. С. 1–1.

 

DOI: 10.32608/1560-1382-2025-46-1-1

 

Аннотация: В статье разбирается вопрос о правомочности вмешательства византийского императора в споры монахов как между собой, так и с церковными властями. Были выбраны три таких случая. Для ранневизантийской эпохи характерным является конфликт вокруг Александра Акимита, аввы из Сирии. Он предпринял попытку обосноваться со своей братией в Константинополе. Особенностью его общины было непрерывное богослужение. Резкий характер самого подвижника и необычная молитвенная практика привели к обвинению его в ереси, акимиты были изгнаны из столицы, они нашли приют у Ипатия Руфинианского, что вызвало резкое недовольство местного епископа. Конфликт разрешился после вмешательства императрицы Пульхерии. В средневизантийскую эпоху арбитром во внутримонашеской распре выступил василевс Иоанн Цимисхий, который разрешил разногласия между Афанасий Афонским и афонскими келлиотами относительно приемлемого образа жизни на Афоне. Итогом миротворческой деятельности автократора стал «Трагос» – первый общеафонский устав. Для поздневизантийской эпохи было рассмотрено противостояние Григория Паламы и Варлаама Калабрийского о допустимости исихастских молитвенных практик и истинности некоторых богословских вопросов. Третейским судьей здесь выступил император Андроник III. Какова же была идеологическая подоснова такого поведения императора? Новая эпоха в отношениях императора и христианской Церкви наступила в правление Константина I Великого, который в 313 г. издал Миланский эдикт, согласно которому христианство стало дозволенной религией. В новой реальности императору пришлось стать первопроходцем в выстраивании новых взаимоотношений с христианской Церковью. Император и Церковь были помощниками в деле духовного спасения подданных империи. Однако Церковь как корпорация, христиане как подданные империи должны были подчиняться императору по многим вопросам, в частности, в вопросах созыва соборов и борьбы с ересями он имел ключевые административные полномочия. Новое слово в отношении императора и Церкви сказал император Юстиниан. В преамбуле к 6 Новелле он декларировал принцип «симфонии» (συμφωνία – согласие, сотрудничество) между священством и царством, однако сам его нередко нарушал. Именно эти принципы придавали легитимность вмешательству василевсов в межмонашеские и межцерковные споры.

Ключевые слова:
Византия, император, монахи, конфликт, третейский судья
Библиография

Александрова Т.Л. Пульхерия // ПЭ. 2020. Т. 59. С. 21–24. [Aleksandrova T.L. Pul’kheriya (Pulcheria) // Pravoslavnaya entsiklopediya. 2020. Т. 59. S. 21–24.]

Асмус В., прот. Бернацкий М.М. Григорий Палама // ПЭ. 2006. Т. 13. С. 1241. [Asmus V., prot. Bernatskiy M.M. Grigoriy Palama (Gregory Palamas) // Pravoslavnaya entsiklopediya. 2006. Т. 13. S. 1241.]

Ванькова А.Б. Ипатий // ПЭ. 2011. Т. 26. С. 160–162. [Vankova A.B. Ipatiy (Hypatios) // Pravoslavnaya entsiklopediya. 2011. Т. 26. S. 160–162.]

Виноградов А.Ю. Александр Константинопольский // ПЭ. 2000. Т. 1. С. 526. [Vinogradov A.Yu. Aleksandr Konstantinopol’skiy (Alexander Akoimetos) // Pravoslavnaya entsiklopediya. 2000. Т. 1. S. 526.]

Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих / Пер., послесл., и комментарии В. Вениаминова. М., 1995. [Grigoriy Palama. Triady v zashchitu svyashchenno-bezmolstvuyushchikh (Gregory Palamas. Triads For the Defense of Those Who Practice Sacred Quietude). Moscow, 1995.]

[Евсевий Памфил.] Слово василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствования // Сочинения Евсевия Памфила, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1852. Т. 2. С. 343–440. [Evseviy Pamfil. Slovo vasilevsu Konstantinu po sluchayu tridtsatiletiya ego tsarstvovaniya (Eusebius Pamphilius. Oration in Praise of Constantine) // Sochineniya Evseviya Pamfila, perevedennye s grecheskogo pri Sankt-Peterburgskoy dukhovnoy akademii. StPetersburg, 1852. Т. 2. S. 343–440.] (а)

[Евсевий Памфил.] Четыре книги о жизни блаженного василевса Константина // Сочинения Евсевия Памфила, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1852. Т. 2. С. 51–285. [Evseviy Pamfil. Chetyre knigi o zhizni blazhennogo vasilevsa Konstantina (Eusebius Pamphilius. Life of Constantine) // Sochineniya Evseviya Pamfila, perevedennye s grecheskogo pri Sankt-Peterburgskoy dukhovnoy akademii. St. Petersburg, 1852. Т. 2. S. 51–285.] (б)

Император // ПЭ. 2009. Т. 22. С. 93–406. [Imperator (Emperor) // Pravoslavnaya entsiklopediya. 2009. T. 22. S. 393–406.]

Красиков С.В. Варлаам Калабрийский // ПЭ. 2003. Т. 6. С. 626–631. [Krasikov S.V. Varlaam Kalabriyskiy (Barlaam of Calabria) // Pravoslavnaya entsiklopediya. 2003. Т. 6. S. 626–631.

Максимович К.А. Церковь в христианской империи (313–843 гг.) // История древней Церкви / Под общ. ред. К.А. Максимовича. М., 2012. Ч. 1: 33–843 гг. С. 192–233. [Maksimovich K.A. Tserkovv khristianskoy imperii (313–843 gg.) (Church in the Christian Empire, 313–843) // Istoriya drevney Tserkvi. Мoscow, 2012. Ch. 1: 33–843 gg. S. 192–233.]

Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды свт. Григория Паламы. Введение в изучение. Изд. 2-е, исправленное и дополненное / Пер. Г.Н. Начинкина; под ред. И.П. Медведева, В.М. Лурье. СПб, 1997. [Meyyendorf I., protopr. Zhizni trudy svt. Grigoriya Palamy. Vvedeniye v izucheniye (Introduction à l’étude de Grégoire Palamas). StPetersburg, 1997.]

Никифор Григора. История ромеев / Пер. с греч. Р.В. Яшунского. СПб., 2013. Т. 1. [Nikifor Grigora. Istoriya romeyev (Nicephorus Gregoras. Roman History). StPetersburg, 2013.]

Острогорский Г. История Византийского государства / Пер. с нем. М.В. Грацианского. М., 2011. [Ostrogorskiy G. Istoriya Vizantiyskogo gosudarstva (Geschichte des byzantinischen Staates). Moscow, 2011].

Тамаркина И.В. Афон // ПЭ. 2002 Т. 4. С. 103122. [Tamarkina I.V. Afon (Athos) // Pravoslavnaya entsiklopediya. 2002. T. 4. S. 103–122.]

Филофей Коккин, свт. Житие свт. Григория Паламы (Похвальное слово) / Пер. иерм. Антония. Переизд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. [SvtFilofey Kokkin. Zhitiye svt. Grigoriya Palamy (Pokhval’noye slovo) (Life of st. Gregory Palamas). St. Trinity Laura, 2005.]

Actes du Prôtaton / Édition diplomatique par D. Papachryssanthou. P., 1975.

Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur in Byzantinischen Reich. München, 1959.

Beck H.-G. Das byzantinische Jahrtausend. München, 1978.

Callinici Vita Hypatii. Leipzig, 1895.

Callinicos. Vie d’Hypatios / Introd., texte crit., trad. et notes par G.J.MBartelink. P., 1971.

Dagron G. Les moines et la ville. Le monaschisme à Constantinopole jusqu’au concile de Chalcédoine (451) // Travaux et mémoires. 1970. Vol. 4. P. 229276.

Demetracopoulos J.A. Barlaam of Calabria // Encyclopedia of Medieval Philosophy / Ed. H. Lagerlund. Heidelberg, L., N.Y., 2011.

Eusebius Caesariensis. Werke. Über das Leben Constantins; Constantins Rede an die Heilige Versammlung Tricennatsrede an Constantin / Hrsg. I. A. Heikel. Leipzig., 1902. Vol. 1.

Gregorae Nicephori Historiae Byzantinae / Ed. L. Schopen, I. Bekker. Bonnae, 1829. Т. 1.

Hatlie P. The Monks and Monasteries of Constantinople, ca. 350–850. Cambridge, 2007.

Hussey J.M. Orthodox Church in the Byzantine Empire. Oxford, 2010.

Ioannis Cantacuzeni Historiarum Libri IV / Cura L. Schopeni. Bonnae, 1828. Vol. I.

Mitsiou E. The Patriarchate and Imperial Power // A Companion to the Patriarchate of Constantinopole / Ed. by Ch. Gastgeber, E. Mitsiou, J. Preiser-Kapeller, Vr. Zervan. Leiden, 2021. P. 204–226.

Novellae Iustiniani // Corpus iuris civilis / Ed. Schoellii et Kroll. B., 1869–1939. Vol. 3.

Pargoire J. Rufinianes // Byzantinische Zeitschrift. 1899. Bd. 8. S. 429–477.

Rigo A. Gregorio Palamas. Tomo aghioritico. La storia, il testo e la dottrina. Leuven. 2021.

Russell N. Gregory Palamas and the Making of Palamism in the Modern Age. Oxford, 2019.

Sinkewicz R.E. Gregory Palamas // La théologie byzantine et sa tradition. Turnhout, 2002. T. 2. Р. 131–138.

Sokrates. Kirchengeschichte / Hrsg. von G.Ch. Hansen. B., 1995

Typikon de Tzimiskès // Actes du Prôtaton / Édition diplomatique par D. Papachryssanthou. P., 1975. P. 209215.

Vie d’Alexandre l’Acémète / Per de ЕStoop // Patrologia Orientalis. 1911. T. 6. Fasc. 5. Col. 645–657, 658–702.

La Vita di Atanasio l’Athonita di Atanasio di Panaghiou (Vita A) / Par Luigi d’Ayala Valva. Roma, 2017.

Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ. Ὑπὲρ ἡσυχαζόντων. II. 1.1 // Λόγοι ἀποδεικτικοί, Ἀντεπιγραφαί, Ἐπιστολαὶ πρὸς Βαρλαὰμ καὶ Ἀκίνδυνον, Ὑπὲρ ἡσυχαζόντων // Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ. Συγγράμματα T. Α΄-Ε΄ / Εκδ. Π.ΚΧρήστου. ΤΑʹ / ἐκδδ. B. Bobrinsky, ΠΠαπαευαγγέλου, J. Meyendorff, Π.КΧρήστου. Θεσσαλονίκη, 1988. [Grigoriy Palama. Triady v zashchitu svyashchenno-bezmolstvuyushchikh (Gregory Palamas. Triads For the Defense of Those Who Practice Sacred Quietude). Thessalonika, 1988.]

Φιλοθέου Κοκκίνου Λόγος εἰς ἅγιον Γρηγόριον Παλαμᾶν // Φιλοθέου Κοκκίνου Αγιολόγικα ἔργα. Α / καθΔημητρίου ΓΤσάμης. Θεσσαλονίκη, 1985. [Svt. Filofey Kokkin. Slovo o svt. Grigorii Palamy (Life of St. Gregory Palamas). Thessalonika, 1985.]