The Earliest States of Eastern Europe
DG-2011, 408-417

On Folklore Motifs in the Primary Chronicle

V. Y. Petrukhin

The motifs of the Primary Chronicle connected with folklore topics are
analyzed in the article: the tale of Belgorod kissel, connected with the topic
of killing of the old men in the Slavic tradition, story on the uprising of the
volkhvy, going back to Bogomil dualistic beliefs.

Keywords:
annalistic writing, folklore, cult of ancestors, Bogomilism, dualistic legends
References

Белова О., Петрухин В. «И поклонишася вси Адамоу…»: Версии
дуалистической антропогонии // Изкуство & идеология. София,
2012. С. 598–605.
Брайчевский М.Ю. Движения волхвов в Северо-Восточной Руси в XI в. //
Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1985. Вып. 9.
Буслаев Ф. Догадки и мечтания о первобытном человечестве. М., 2006.
Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества. М., 1913.
Т. II.
Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов.
М., 1978.
Веселовский А.Н. Мерлин и Соломон. М.; СПб., 2001.
Веселовский А.Н. Избранное: Традиционная духовная культура. М., 2009.
Водолазкин Е.Г. Краткая Хронографическая Палея (текст) // ТОДРЛ.
Т. LVII. СПб., 2006. С. 981–915.
Гаркави А.Я. Неизданная версия романа об Александре Македонском //
Александр Великий в легендах и исследованиях Востока и Запада. М.,
2000. С. 213–266.
Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. Книга Бытия. М., 2002.
Зеленин Д.К. Обычай «добровольной смерти» у примитивных народов //
Он же. Избранные статьи по духовной культуре. 1934–1954. М., 2004.
С. 111–144.
Карпов А.В. Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь
Древней Руси в IX–XI веках. СПб., 2008.
Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского
язычества. СПб., 2004.
Криничная Н.А. Русская мифология: мир образов фольклора. М., 2004.
Мельников П.И. (Печерский А.). Очерки мордвы. Саранск, 1981.
Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. М., 1999.
Петрухин В.Я. «Боги и бесы» русского средневековья: род, рожаницы и
проблема древнерусского двоеверия // Славянский и балканский фоль-
клор: народная демонология. М., 2000. С. 314–343.
Петрухин В.Я. Пространство и время киевской легенды // ДГ. 2006 год:
Пространство и время в средневековых текстах. М., 2009. С. 381–
395.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000.
Прыжов И.Г. Двадцать шесть московских дур и дураков. М., 2008.
Раденкович Л. Укрытие стариков как элемент обрядов перехода (на мате-
риале преданий об убиении стариков) // Переходы. Перемены. Превра-
щения. Балканские чтения 10. Тезисы и мат-лы. М., 2009. С.107–112.
Рассел Дж.Б. Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции.
СПб., 2001.
Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М.,
1993.
417
Рычка В. Летописное сказание о «Белгородском киселе» // Ruthenica.
2006. T. V. С. 236–238.
Успенский Ф.Б. Скандинавы. Варяги. Русь: Историко-филологические
очерки. М., 2002.
Христианские легенды Западной Европы / Сост. А. Джанумов. М.,
2005.