Древнейшие государства Восточной Европы
ДГ-2011, 408-417

О фольклорных мотивах в ПВЛ

В. Я. Петрухин

Статья анализирует мотивы начального летописания, связанные с фоль-
клорными сюжетами: рассказ о белгородском киселе, связанный с сюже-
том «убийства стариков» в славянской традиции, повествование о вос-
стании волхвов, восходящее к мотивам богомильской дуалистической
антропогонии.

Ключевые слова:
летописание, фольклор, культ предков, богомильство, дуалистические легенды
Библиография

Белова О., Петрухин В. «И поклонишася вси Адамоу…»: Версии
дуалистической антропогонии // Изкуство & идеология. София,
2012. С. 598–605.
Брайчевский М.Ю. Движения волхвов в Северо-Восточной Руси в XI в. //
Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1985. Вып. 9.
Буслаев Ф. Догадки и мечтания о первобытном человечестве. М., 2006.
Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества. М., 1913.
Т. II.
Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов.
М., 1978.
Веселовский А.Н. Мерлин и Соломон. М.; СПб., 2001.
Веселовский А.Н. Избранное: Традиционная духовная культура. М., 2009.
Водолазкин Е.Г. Краткая Хронографическая Палея (текст) // ТОДРЛ.
Т. LVII. СПб., 2006. С. 981–915.
Гаркави А.Я. Неизданная версия романа об Александре Македонском //
Александр Великий в легендах и исследованиях Востока и Запада. М.,
2000. С. 213–266.
Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. Книга Бытия. М., 2002.
Зеленин Д.К. Обычай «добровольной смерти» у примитивных народов //
Он же. Избранные статьи по духовной культуре. 1934–1954. М., 2004.
С. 111–144.
Карпов А.В. Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь
Древней Руси в IX–XI веках. СПб., 2008.
Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского
язычества. СПб., 2004.
Криничная Н.А. Русская мифология: мир образов фольклора. М., 2004.
Мельников П.И. (Печерский А.). Очерки мордвы. Саранск, 1981.
Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. М., 1999.
Петрухин В.Я. «Боги и бесы» русского средневековья: род, рожаницы и
проблема древнерусского двоеверия // Славянский и балканский фоль-
клор: народная демонология. М., 2000. С. 314–343.
Петрухин В.Я. Пространство и время киевской легенды // ДГ. 2006 год:
Пространство и время в средневековых текстах. М., 2009. С. 381–
395.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000.
Прыжов И.Г. Двадцать шесть московских дур и дураков. М., 2008.
Раденкович Л. Укрытие стариков как элемент обрядов перехода (на мате-
риале преданий об убиении стариков) // Переходы. Перемены. Превра-
щения. Балканские чтения 10. Тезисы и мат-лы. М., 2009. С.107–112.
Рассел Дж.Б. Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции.
СПб., 2001.
Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М.,
1993.
417
Рычка В. Летописное сказание о «Белгородском киселе» // Ruthenica.
2006. T. V. С. 236–238.
Успенский Ф.Б. Скандинавы. Варяги. Русь: Историко-филологические
очерки. М., 2002.
Христианские легенды Западной Европы / Сост. А. Джанумов. М.,
2005.